«Как же тебе не стыдно!? Такой взрослый и так себя ведёшь! На тебя же тетя смотрит, а ты что!?»
Проходя мимо мамы, которая отчитывала ребёнка за проявление эмоций посреди улицы, я сама почувствовала в груди острый стыд. Ей Богу, стыдно стало и мне. Правда я так и не поняла, за что!
Сегодня давайте о стыде.
Работает ли способ «пристыдить»?Работает однозначно! Только вот не так, как хотелось бы родителю.
Дошкольник не умеет ещё чувствовать стыд: малыш испытывает страх и чувство вины. Именно родительский гнев и страх наказания удерживает ребёнка от шалостей!
🤔Имеет ли смысл стыдить ребёнка вообще?
Думаю, вы и сами знаете, что нет! Задача родителя - научить думать и мыслить. А стыд лишь заставляет ребёнка закрыться. Но при этом ребёнок не понимает, за что его ругают. Сама совесть начинает хоть как-то формироваться к 7 годам: тогда чадо начинает испытывать именно стыд.
😖Публичное унижение.
Некоторые родители до сих пор считают, что публичное отчитывание помогает в воспитании. И эффект конечно же есть. Правда, не самый хороший.
Такой способ воспитания может не просто отдалить ребёнка от родителя, но и разрушить нить доверия. Когда ребёнка стыдят публично, он испытывает унижение, обиду и злость. А ещё его самооценка стремится к нулю.
Для чего мы стыдим?
Все просто: для формирования осознанности и ответственности. Именно ради этого родители часто прибегают к любым способам.
Однако не стоит забывать, что ответственность - это способность признать ошибку и исправить ситуацию без самоунижения и оскорбления себя. Ребёнок способен понять причину маминых переживаний, обдумать и исправить ситуацию. При этом он не считает себя «плохим», «глупым», «бессовестным» - он просто меняет ситуацию и делает выводы.
Как работает стыд?
1. Мы стыдим.
2. Сначала ребёнок просто боится.
3. Потом он научается винить себя и ругать сам.
4. Меняет ситуацию не из желания прислушаться к нам, а из страха или вины.
Чувство вины нам крайне неприятно. А ребёнку оно просто невыносимо. Потому он сделает все, чтобы избавиться от этого чувства.
Вот только в этой схеме нет осознанности и гармоничного понимания себя и ситуации.
Важно напоминать себе и говорить ребёнку: плохой поступок никак не характеризует ребёнка.
Плохой поступок может быть и у хорошего ребёнка. Разделяйте это для себя и помогайте ему это осознавать.
Иначе мы рискуем вырастить человека, который уверен, что он плохой, просто потому что хочет быть счастливым и прислушивается к себе.
Ваш психолог, Марина Бабурина.
______________________________________________________________________________________
Подписывайтесь на мой канал "Детский психолог Бабурина Марина"!
Лайки 👍 помогают развитию канала!
__________________________________________________________
#стыд #стыдно #капризный ребенок #капризы #капризы ребенка #баловство #обучение детей #отношение с родителями #взаимоотношения в семье