Активно слушать ребенка —значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Обратите внимание на некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания:
- если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом.
- если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы.
- очень важно в беседе «держать паузу».
- в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.
Результаты, которые дает беседа по способу активного слушания.
- Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное юре уменьшается вдвое.
- Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
- Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.
Давайте еще раз посмотрим, как мы можем это делать.
- Безусловно принимать его.
- Активно слушать его переживания, и потребности.
- Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
- Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
- Помогать, когда просит.
- Поддерживать успехи.
- Делиться своими чувствами (значит доверять).
- Конструктивно разрешать конфликты.
- Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
- Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.