День гнева. СССР, 1985. Режиссер Суламбек Мамилов. Сценарист Александр Лапшин (по одноимённому рассказу Севера Гансовского). Актеры: Юозас Будрайтис, Алексей Петренко, Анатолий Иванов, Гражина Байкштите, Светлана Светличная, Константин Захарченко, Марьяна Полтева, Владимир Ивашов, Евгений Дворжецкий и др. 10,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Человек попадает в таинственную зону, где с ним происходят события в высшей степени странные и сверхъестественные... Ситуация, знакомая по многим фантастическим книгам и фильмам. Авторы фильма «День гнева» пытаются предложить нам свою трактовку.
... Некий телережиссер получает разрешение посетить загадочную запретную зону. В путешествии его сопровождает местный лесничий и малообщительный бородач. На каждом шагу их подстерегает опасность – крики и угрозы из лесной чащи, волчьи ямы. Люди, которых они встречают, ведут себя более, чем странно – прячутся, уклоняются от разговоров. Они напуганы, озлоблены, враждебны.
Режиссер умело нагнетает тревожно-напряженную атмосферу: медленно разворачивающееся действие время от времени прерывается вторжением нелюдей-«отарков». Созданные злой волей профессора-маньяка, они бездушны, жестоки, а свои невероятные способности направляют к одной цели – превратить всех людей в оборотней – послушных роботов...
В основе сюжета были заложены интересные возможности не только увлекательного фантастического зрелища, но и психологического, философского произведения. Однако в итоге «День гнева», на мой взгляд, оказался слишком медленным для боевика и слишком поверхностным для философской притчи.
Александр Федоров
День любви. СССР, 1990. Режиссер Александр Полынников. Сценаристы: Юрий Манусов, Игорь Побережский, Григорий Елисаветский. Актеры: Андрей Болтнев, Анна Назарьева, Андрей Смоляков, Сергей Газаров, Сергей Чернов, Татьяна Бедова, Анна Иваницкая, Лев Перфилов и др.
В фильме «День любви» Александр Полынников откровенно демонстрирует свою любовь к американскому «экшн». К примеру, в одном из начальных эпизодов картины героиня смотрит по видео, как персонаж Сталлоне лихо расправляется со своим противником, заталкивая его с помощью автоматики сталелитейного цеха в раскаленную лаву металла. А в финале ее отчим делает тоже самое с бандитом-насильником... Да и сама ситуация «дня любви», то есть дня, когда вооруженная банда, терроризирующая город, назначила акцию коллективного изнасилованию самых красивых молодых женщин, также взята напрокат из американских лент о «диких ангелах», «адских созданиях» и т.п.
Одна беда – подражание американским триллерам и детективам получилось по-школьному старательным, но, мягко говоря, не очень профессиональным.
Трюкам не хватает эффектности. Физические данные актеров далеки от спортивной подготовки Ван Дамма. «Экшн» сцены смонтированы вяловато, без выдумки...
Да, любить американское развлекательное кино и снимать развлекательное кино по-американски вовсе не одно и то же!
Александр Федоров