Диагностика речи - сложнейший этап работы. Когда за 1 занятие специалисту надо понять в чем проблема, из-за чего речь нарушена (механизм нарушения), какие стороны речи страдают, какие нарушены речевые предпосылки. И сформулировать предположительное заключение, дать рекомендации и прогноз. (я сейчас имею ввиду новые логопедические классификации, или хотя бы клиник-педагогическую. Ставить всем ОНР, ФФНР И ФНР не так и сложно, выбор не велик)
А также составить план работы. Почему приблизительное заключение и прогноз, потому что более точно о нарушении и прогнозе можно сказать в процессе занятий, увидев динамику коррекции. В процессе занятий могут раскрыться новые данные. И на первый взгляд похожие нарушения исправляются разное время, все зависит от индивидуальных особенностей, компенсаторных возможностей, от личной заинтересованности клиента, родителя, ребёнка.
Что представляет диагностика.
*️⃣Со взрослыми мы беседуем, в процессе беседы уточняем запрос, с какой проблемой пришёл человек, собираем анамнез. Далее идёт обследование артикуляционного аппарата, и обследование произношения (при афазиях и заикании обследование другое, но я с этими нарушениями не работаю, и описывать их здесь не буду).
*️⃣ Если ребёнок не говорящий, то обследуем в основном не речевые предпосылки речи. Мышление, память, внимание, кистевой, оральный и артикуляционный праксис. (организация программы движений), зрительный и слуховой гнозис (узнавание), смотрим строение артикуляционного аппарата, тонус мышц. Обследуем те начатки речи, которая есть. Игровую деятельность. Отмечаем психологические и поведенческие особенности ребёнка.
*️⃣ У говорящего ребёнка больше смотрим на различные сторон речи: лексику, грамматику, связную речь, произношение. Обследуется не только фонематический слух (различение звуков на слух), но и фонематический анализ, после 5 лет, (какой звук первый в слове и тд). Строение артикуляционного аппарата, его движения и тонус (напряжение) мышц. Проверяем мышление, память, внимание.
*️⃣ У школьников с учебными трудностями, в первую очередь обследуем чтение, письмо, арифметические действия. Видим нарушенные компоненты и в дополнении, обследуем мышление, движения, фонематический слух и тд
В каждом случае у родителей собираем анамнез. Это помогает оценить тяжесть нарушения и сделать прогноз.
Для неговорящих детей я прошу у родителей видео с различными действиями ребёнка, как он играет, ест, говорит (издаёт звуки) и тд. Это строго конфиденциально. И помогает более точно понять что с речью ребёнка.
Т. О на 1й консультации, как из осколков стекла мозаику, логопед собирает целую картину речевого нарушения. И даже если ребёнок просто не выговаривает звук Р, причины и механизмы у этого могут быть разные. Но об этом в других постах.