Здравствуйте. Каким бы уникальным и эффективным боевой самолет не был, рано или поздно, ему требовалась серьезная модернизация или принципиальная замена. Не стал исключением и знаменитый советский поршневой штурмовик Ил-2. Как известно, ему на смену создавалось несколько самолетов схожей концепции. В первую очередь это машины разрабатываемые в ОКБ-240 под руководством С. В. Ильюшина. Это более тяжелый Ил-8 и наоборот, более скоростной и маневренный Ил-10 (который выполнили на базе экспериментального одноместного бронированного истребителя Ил-1). Также, стоит отметить, что на роль нового фронтового штурмовика все еще претендовал и принципиальный конкурент в лице Су-6 (уже модификация с двигателем жидкостного охлаждения АМ-42). В некоторых источниках отмечается, что велись определенные работы и по более углубленной модернизации базового двухместного Ил-2. Но по итогам испытаний, сравнительных оценок экономической эффективности, а также некоторым закулисным интригам, решено было принять на вооружение штурмовик Ил-10. Именно он стал логическим приемником "летающего танка" и оставался на вооружении вплоть до ликвидации штурмовой авиации в середине пятидесятых годов. Рассмотрим как именно шел процесс совершенствования радиооборудования на этой машине.
В целом, на первых производственных сериях этого штурмовика, состав радиооборудования оставался примерно таким же как и на предшественнике. В качестве радиостанции применялась РСИ-4 (модель передатчика РСИ-3М1, а модель приемника РСИ-4АД). Соответственно для преобразования напряжения использовались умформеры РУН-45А и РУ-11А. Приемник радиостанции переместили к передатчику в заднюю часть фюзеляжа. Это было необходимо для уменьшения уровня помех, которые возникали от работы двигателя. Управление приемником осуществлялось дистанционно. Щиток управления устанавливался в кабине летчика по правому борту. Соединение всех основных элементов радиостанции выполнялись экранированными кабелями. Антенна крепилась аналогично как и на Ил-2 (один конец к мачте, а второй конец к килю). Впоследствии, на штурмовики Ил-10, стали устанавливать более совершенную радиостанцию РСИ-6. Постепенно она также проходила модернизацию и на более новых производственных сериях передатчик РСИ-6 заменили на РСИ-6К, а приемник РСИ-6МУ был заменен на РСИ-6М1. Таким образом, прослеживалась тенденция к постепенной модернизации радиооборудования, что позволяло улучшать его эксплуатационные и технические характеристики.
Для справки. Радиопередатчик РСИ-6К. Представлял собой модернизированный вариант передатчика РСИ-6. Основные отличия от его основного варианта заключались в реализации кварцевой стабилизации и размещении на передней панели индикатора настройки антенны. Передатчик работал в диапазоне частот от 3,75 до МГц (шкала отградуирована в фиксированных волнах от 150 до 200). Габариты передатчика 223 х 175 х 290 мм. Вес изделия составлял 3,5 кг. Оборудование могло обеспечить устойчивую передачу сигнала на высотах до 12000 метров. Дальность связи (при работе в нормальном режиме) с наземными радиостанциями могла достигать 110 км.
Что касается радиополукомпаса, то на Ил-10 стали применять модернизированный радиополукомпас-отметчик РПКО-10М. Он также представлял собой радиопеленгатор полуавтоматического действия, но с расширенными возможностями. Оборудование могло осуществлять фиксацию момента пролета над наземной радиостанцией. Эту возможность реализовали путем установки второй рамочной антенны. Для связи между членами экипажа, также как на Ил-2, применялось самолетное переговорное устройство. В зависимости от производственной серии штурмовиков, использовались модели типа СПУ-2ММ или СПУ-2М. Между собой они отличались конструкцией усилителя. Типовой комплект данного нового безумформерного переговорного устройства состоял из абонентских колодок, кнопок включения, усилителя и соединительных кабелей. Отмеченные переговорные устройства были рассчитаны на работу со шлемофонами, где применялись ларингофоны ЛА-3 и телефоны ТА-3. Принципиальная схема соединения элементов основного радиооборудования приведена на скриншоте ниже.
Среди полностью новых устройств, которых не было на штурмовиках семейства Ил-2, можно отметить установку радиоопознавателя типа СЧ-3. Возможно, на более поздних производственных сериях, применялся и его модернизированный вариант СЧ-3М. В комплект этой УКВ-станции системы "свой-чужой" входил приемо-передатчик с установочной рамкой, антенна и выключатель спецсигнала. Приемо-передатчик радиоопознавателя устанавливался в задней части фюзеляжа по левому борту. Антенна устройства была реализована в виде треугольника, где основанием выступал стабилизатор, а лучи сходились от него к фюзеляжу самолета. Дальность взаимодействия модернизированного варианта радиоопознавателя с наземной станцией радиообнаружения (к примеру типа П-3), составляла в полете на нее до 40 км, а в полете от станции до 80 км.
Дальнейшее совершенствование радиооборудования на штурмовиках осуществлялось на модифицированном варианте Ил-10М. Но об этом речь пойдет уже в заключительной части обзора. Общие выводы по базовому варианту Ил-10 можно сделать следующие:
- В целом, состав радиооборудования был схож с аналогичным составом у двухместных штурмовиков семейства Ил-2;
- Из нового оборудования можно отметить установку радиоопознавателя типа СЧ-3;
- Совершенствование связной радиостанции шло путем постепенного перехода от РСИ-4 к РСИ-6 с последующей модернизацией последней;
- Радиополукомпас РПК-10 был заменен радиополукомпасом-отметчиком РПКО-10М;
- Совершенствование самолетных переговорных устройств, в первую очередь заключалось в изменении схемы его питания (был исключен отдельный умформер);
Продолжение следует...
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.