Для начала приведем цитату Толстого о науке.
«Люди современной науки полагают дело науки не в том, в чем оно должно быть: в определении того, что должно, а в описании того, что есть. То, что есть, мы все так или иначе знаем, и описание этого никому не нужно. Люди пьют вино, курят табак, и наука ставит себе задачей физиологически оправдывать употребление вина и табаку. Люди убивают друг друга, отнимают для малого числа землю или орудия труда у всех, и науки — юриспруденция и экономическая — оправдывают это. Люди верят в нелепицы, и теологическая наука оправдывает это. Задачей науки должно быть познание того, что должно быть, а не того, что есть. Теперешняя же наука, напротив, ставит себе своей главной задачей отвлечь внимание людей от того, что должно быть, и привлечь его к тому, что есть и что поэтому никому знать не нужно».
Комментировать здесь нечего. «Деревянному коню» ясно. Но замусоривать науку продолжают до сих пор…
Правда, от описания явления перешли к его дроблению.
«Большинство современных ученых занимаются «научным онанизмом». Они расчленяют предмет задницей и анализируют («онанизируют») бесконца его члены вместо того, чтобы «мозговней» вычленить главное звено и выстроить из него весь предмет».
Далее приведем опыт преподавания науки, чтобы из вузов выходили подлинные ученые, а не "мусорщики", на примере из книги: Человек несчастен – и не знает почему: Психоанализ по Зощенко / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. – Санкт-Петербург: Издатель А. Г. Зайцев, 2022. – 346 с. В книге с позиции эволюционной психологии и мотивационной педагогики авторы (доктора наук) описывают основные этапы жизни современных людей (с рождения до старения), обогащая текст литературно-художественными сочинениями.
«МОЗГОВНЯ»
«Есть разные степени знания. Полное знание есть то, которое освещает весь предмет со всех сторон. Усвоение знания совершается концентрическими кругами».
Эта мысль принадлежит Толстому.
Любимый профессор читал лекции по психофизиологии и руководствовался именно этой педагогической идеей писателя.
Концентрический подход в освещении предмета (по Толстому) можно представить в виде «ядра», в котором заключена идея, или концепция, предмета и которая должна излагаться в первую очередь. А далее на это «ядро» кругами должна наслаивается новая информация, в результате чего формируется «информационный ком», дающий полное знание о предмете.
Понятно, что такой способ преподавания наиболее перспективен и очень сложен. Соответственно, он может быть реализован только человеком с научно-исследовательским складом ума.
Профессор психофизиологии, как можно было понять, принадлежал именно к таким преподавателям.
Далее скажем, что любимой темой профессора был «мозг». С «мозга» он начинал каждую лекцию, а затем переходил к другим органам и системам.
Нередко лекции профессора носили «натуральный» характер. Он выбирал персонаж и рассказывал, что происходит в его мозге, организме и психике в течение дня.
Среди персонажей были и студенты. И когда профессор рассказывал о психофизиологии ленивого студента, он называл его мозг «мозговней».
На лекциях профессора нередко побуждал студентов к дискуссиям, например, об особенностях функционирования мужского и женского мозга.
В результате студенты сходились во мнении, что женский мозг настроен на запоминание всей информации, которую подает (передает) преподаватель на занятиях. Образно говоря, женский мозг старается «консервировать» практически любую информацию, чтобы потом ее пересказать. Поэтому «консервирование» становится определяющим способом накопления знаний у женщины, приводящим к консерватизму.
«Женский ум состоит из чужих знаний и собственных хитростей, а должен состоять только из доброты для всеобщего счастья» (цитата профессора).
А вот мозг мужчины работает по-другому. Он «просеивает» подаваемую информацию, оставляя в памяти «нужное». Чтобы просеять и присвоить нужную информацию в голове мужчины есть концепция (идея, взгляд, подход) и способности к анализу и синтезу (обобщению). Таким образом, мужчина, в отличие от женщины, не замусоривает свой мозг чужой, нередко ложной, информацией, а оставляет в голове место для собственной – продукта резюмирования.
«Все лучшее в мире создано умом и руками мужчин, но под влиянием любви к женщине» (цитата профессора).
P.S. Подробнее о книге в статье «Человек несчастен – и не знает почему: Психоанализ по Зощенко» на Канале «Воз сена» (Яндекс Дзен).