Благая Весть по Иоанну, (окончание), (главы 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21)
(XV) Я — виноградник истины, Отец Мой — земледелец. Каждую во Мне ветвь, плод не несущую, ее Он убирает; каждую плод несущую, ее очищает, чтобы плодов больше несла. Уже вы чисты через слово, которое сказал вам; оставайтесь во Мне, и Я — в вас. Как ветвь, если не остается на винограднике, не может нести плод от себя, так вы, если не остаетесь во Мне. Я — виноградник, вы — ветви. Остающийся во Мне, а Я в нем, этот плодов много несет, а без Меня не можете делать ничего. Кто не остается во Мне — отброшен как ветвь и иссушен; их собирают и в огонь бросают, и горят. Если во Мне остаетесь, и слово Мое в вас остается, что хотите, просите — вам будет. Для того Отец Мой был прославлен, чтобы вы плодов много несли и стали Мне ученики. Как Меня стал любить Отец, и Я стал любить вас — и вы оставайтесь в Моей любви. Останетесь в Моей любви, если сохраните заповеди Мои, как Я заповеди Отца Моего сохранил и остаюсь у Него в любви. Это вам сказал, чтобы Моя радость была во Мне, и ваша радость исполнилась. И вот Моя заповедь — как Я стал любить вас, чтобы вы друг друга любили.
Ни у кого нет любви большей, чем та, когда кто душу свою за друзей своих положил. Вы Мои друзья, если будете делать, что заповедываю вам. Я больше не называю вас рабами, потому что раб не знает, что делает его господин. Я назвал вас друзьями, потому что все, что слышал от Моего Отца, сделал известным вам. Не вы избрали Меня — Я избрал вас и назначил вам, чтобы вы шли и приносили плод, и плод ваш оставался, да что попросите Отца во знании Меня — вам дал. То заповедываю вам, чтобы вы друг друга любили. Если мир вас ненавидит, знаете — Меня прежде вас возненавидел; если бы были от мира — мир свое любил. Потому что вы не от мира, но Я избрал вас из мира — потому ненавидит вас мир. Вспоминайте слово, которое вам сказал — раб не больше господина своего. Если погнали Меня — погонят вас; если слово Мое сохранили — сохранят ваше и все это будут делать вам за знание Меня. Раз не знают Пославшего Меня, если бы Я не пришел и им не рассказал — бестолковыми не были. Теперь они не имеют предлог для бестолковости своей — ненавидящий Меня ненавидит Моего Отца. Если бы не сделал среди них дела, которые никто другой не сделал, бестолковыми не были. Теперь и увидели, и возненавидели и Меня, и Моего Отца, чтобы слово, которое в их Законе написано, „возненавидели Меня напрасно“ — исполнилось. Когда придет Вдохновляющий, которого пошлю вам от Отца, Дух истины, который идет от Отца, Он будет ручаться за Меня, и вы ручайтесь, потому что вы от начала со Мной.
(XVI) Это сказал вам, чтобы не усомнились. Отлученными от схода сделают вас. Идет час, когда каждый, убивающий вас, возомнит нести службу Богу, а делать это будут потому, что не познали ни Отца, ни Меня. Это вам сказал, чтобы когда придет их час, вы помнили о том, что вам сказал. От начала об этом вам не сказал, потому что был с вами. Теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня, „куда идешь“, потому что вам об этом сказал, и печаль наполнила ваше сердце, но истину вам говорю — вам лучше, чтобы Я ушел. Если не уйду, Вдохновляющий к вам не придет; если пойду, пошлю Его к вам, и придя, Он обличит мир о бестолковости, о праведности, о суде. О бестолковости — что не верят в Меня, о праведности — что иду к Отцу, и теперь не будете видеть Меня, о суде — что начальник этого мира под судом. Много еще у Меня вам сказать, но пока не можете нести. Когда придет Дух истины, Он во всей истине будет вас путеводить и рассказывать не от себя, но что услышит, будет рассказывать и грядущее вам возвещать. Он Меня прославит, потому что от Моего будет брать и вам возвещать. Все, что имеет Отец — Мое; потому сказал, что от Моего берет и будет вам возвещать. Еще немного, и теперь не будете видеть Меня, и еще немного — и увидите Меня».
Некоторые Его ученики сказали друг другу: «Про что это нам говорит, „еще немного — и не будете видеть Меня, и еще немного — и увидите Меня“? И „потому, что иду к Отцу“»? И говорили: «Про что это говорит, „еще немного“? Не знаем, о чем рассказывает». Познал Иисус, что хотели Его вопрошать, и сказал им: «О том спорите между собой, что сказал, „еще немного — и не будете видеть Меня, и еще немного — и увидите Меня“? Аминь, аминь, вам говорю — вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется. Вы опечалитесь, но печаль ваша будет к радости. Женщина, когда рожает, печалится, потому что пришел ее час, а когда ребенка родит, больше не вспоминает о страдании из-за радости, что рожден человек в мир. И сейчас вы печалитесь, а снова увижу вас, сердце ваше возрадуется, и никто вашу радость у вас не отнимет; в тот день не спросите Меня ни о чем.
Аминь, аминь, вам говорю — что попросите Отца во знании Меня, вам даст. Доныне ничего не просили во знании Меня — просите и получите, чтобы ваша радость стала полной. Вам об этом сказал в притчах. Идет час, когда уже не в притчах вам скажу, но прямо об Отце вам возвещу. В тот день попросите во знании Меня, и не говорю вам, что попрошу за вас Отца Я — сам Отец любит вас, потому что вы стали любить Меня и поверили — Я вышел от Отца. Вышел от Отца, пришел в мир, снова мир покидаю и иду к Отцу». Говорят Его ученики: «Теперь прямо говоришь и никакой притчи не говоришь. Теперь знаем — знаешь все, и нет нужды Тебя вопрошать. Мы верим — Ты вышел от Бога». Ответил им Иисус: «Пока верите. Идет час и пришел, да расточены были каждый в свою сторону и Меня оставили одного. Но Я не один, потому что Отец со Мной. Это вам сказал, чтобы во Мне вы имели покой. В мире у вас страдание — но дерзайте, Я победил мир!»
(XVII) Это проговорил Иисус, и подняв свой взор к Небу, сказал: «Отец, пришел час — прославь Сына Твоего, чтобы Сын Тебя прославил. Ты дал Ему власть над каждой плотью, чтобы все, что Ты дал Ему, Он дал им — жизнь вечную, и вот вечная жизнь — чтобы знали Тебя, одного истинного Бога, и кого Ты послал — Христа Иисуса. Я прославил Тебя на земле, дело свершив, которое дал Мне, чтобы Я сделал, и теперь, Отец, прославь Меня от собственной славы, которую Я имел прежде, чем миру у Тебя быть. Я открыл знание Тебя людям, которых дал Мне из мира — Тебе были, и дал их Мне, и Твое слово они сохранили, и теперь познали — все, что Ты дал Мне — от Тебя; что слово, которое дал Мне, Я дал им, и они приняли и воистину познали — Я вышел от Тебя, и поверили — Меня послал Ты. Я о них прошу, не о мире прошу, но о тех, которых дал Мне, потому что это — Тебе. Все Мое — Твое, а Твое — Мое; Я в этом прославлен и больше не в мире — они в мире, Я к Тебе иду! Отец Святой, сохрани их в знании Тебя, которое дал Мне, чтобы как Мы — одно они были. Когда Я был с ними — хранил их в знании Тебя, которое дал Мне; и Я сберег, и никто из них не погиб, только сын погибели — чтобы Писание исполнилось. Теперь Я иду к Тебе, а это говорю в мир, чтобы с ними была радость Моя, в них исполнившаяся. Слово Твое Я дал им, а мир их возненавидел — потому что они не от мира, как Я не от мира. Я не прошу, чтобы взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как Я не от мира, освяти их истиной, истина — слово Твое. Как Ты послал в мир Меня — Я послал в мир их и за них освящаю себя, чтобы они освятились истиной. Не об этих только прошу, но и о поверивших в Меня через слово их, чтобы все были одно. Как Ты, Отец, во Мне, и Я — в Тебе, чтобы они были в Нас; чтобы верил мир — Меня послал Ты, а Я славу, которую дал Мне, дал им, чтобы были одно, как Мы — одно. Я в них, Ты во Мне, да совершенными были в одно, чтобы мир знал — Меня послал Ты, и как стал любить Меня — стал любить их. Отец, что дал Мне, где Я, хочу, чтобы они со Мной были и видели славу Мою, которую дал Мне, потому что Меня стал любить прежде создания мира, Отче праведный, а мир Тебя не познал, Я Тебя познал, и они познали — Меня послал Ты, и Я сделал известным им знание Тебя и буду делать, чтобы любовь, которой стал любить Меня, была в них, и Я в них».
(XVIII) Это сказав, Иисус со своими учениками вышел на берег Кедронского потока, где был сад — в него вошел Он и Его ученики. Знал и Иуда, предающий Его, место — много раз Иисус собирался там. И вот Иуда, получив отряд от архиерейских и от фарисейских слуг, туда пришел с факелами, светильниками и оружием, и Иисус, всех идущих на Него увидев, вышел и им говорит: «Кого ищете?» Ему ответили: «Иисуса-назарянина». Им говорит: «Это Я». Тут Иуда, предающий Его, встал с ними. Когда Он сказал им, «это — Я», они попятились и пали на землю. Он снова спросил их: «Кого ищете?» Сказали: «Иисуса-назарянина». Ответил Иисус: «Вам сказал, это — Я. Итак, если Меня ищете, дайте этим идти» — чтобы слово, которое сказано, «кого дал Мне, из них не погубил ни одного» — исполнилось. Симон-Петр, имея меч, вытащил его и ударил архиереева раба, и отсек ему правое ухо; имя рабу было Малх. Иисус сказал Петру: «Положи меч в ножны. Разве Я не пью чашу, которую дал Мне Отец?»
И вот отряд, трибун и иудейские слуги, Иисуса взял, и связали Его и прежде повели к Анне, потому что он был тесть Каиафе, который был архиереем того года. Каиафа и был давшим иудеям совет, что лучше одному человеку умереть вместо народа. Шел за Иисусом Симон-Петр и другой ученик, а тот ученик был знаком с архиереем и вместе с Иисусом вошел на архиерейский двор, а Петр встал совне у ворот. И вот другой ученик, знакомый с архиереем, вышел, и поговорив с привратницой, ввел Петра. Говорит Петру служанка-привратница: «А ты не из учеников этого человека?» Тот говорит: «Я? Нет». Рабы и слуги встали и грелись, разведя костер, потому что холодно было; среди них был и Петр — стоял и грелся.
И вот архиерей спросил Иисуса о Его учениках и о Его учении, и Иисус ответил ему: «Я миру открыто рассказал и всегда учил в синагоге и в Храме, куда сходятся все иудеи; тайно не сказал ничего. Почему спрашиваешь Меня? Спроси тех, кто услышал, что им рассказал. Вот эти знают, что Я сказал». Когда это Он сказал, один из стоящих впереди слуг ударил Иисуса, сказав: «Так отвечаешь архиерею?» Ответил ему Иисус: «Плохо сказал — поручись за зло. Если нет зла — почему Меня бьешь?» И Анна послал Его, связанного, к архиерею Каиафе. А Симон-Петр стоял и грелся, и сказали ему: «А ты не из его учеников?» И отрекся он, и сказал: «Я? Нет». Говорит один из рабов архиерея, родственник того, которому Петр отсек ухо: «Не тебя ли я видел с ним в саду?» И Петр снова отрекся, и сразу петух пропел.
А Иисуса от Каиафы ведут в расположение. Было утро, и в расположение они не вошли, чтобы не оскверниться, но будут есть пасху. Пилат вышел к ним вовне и говорит: «В чем обвиняете этого человека?» В ответ ему сказали: «Если бы не был он злодей, тебе его не предали». Сказал им Пилат: «Забирайте его и по вашему закону его судите». Иудеи ему сказали: «Нам нельзя никого предавать смерти» — чтобы слово Иисуса, которое сказал, отметив, какой смертью собрался умереть, исполнилось. Пилат снова вошел в расположение, позвал Иисуса и Ему сказал: «Ты — государь иудеев?» Ответил Иисус: «От себя это говоришь, или другие сказали тебе о Мне?» Ответил Пилат: «Разве я иудей? Твой народ и архиереи предали тебя мне. Что ты сделал?» Ответил Иисус: «Царствование Мое не от этого мира. Если бы царствование Мое было от этого мира, служащие Мне сражались, да иудеям предан не буду. Сейчас царствование Мое не здесь». Пилат сказал: «Значит, ты не государь?» Ответил Иисус: «Ты говоришь — государь. Я рожден и пришел в мир, чтобы поручиться за истину. Все, кто от истины, слышат Мой глас». Пилат говорит: «Что есть истина?» Сказав это, он снова вышел к иудеям и им говорит: «Я в нем никакой вины не нахожу. У вас обычай отпускать одного вам на Пасху. Хотите, отпущу вам государя иудеев?» Они снова закричали: «Не этого, а Варавву!» Варавва был разбойник.
(XIX) Тогда Пилат взял Иисуса и бичевал, а воины, сплетя венец из терновника, положили Ему на главу и одели на Него пурпурный плащ, и подходили к Нему и говорили — «здравствуй, государь иудеев», и наносили Ему удары. Снова вышел Пилат вовне и им говорит: «Вот вывожу его вам, чтобы знали — в нем никакой вины не нахожу». Иисус вышел в терновом венце и в пурпурном плаще и им говорит: «Вот человек». Архиереи и слуги, как увидели Его, закричали: «Распни! Распни!» Говорит им Пилат: «Возьмите его вы и распните. Я в нем вины не нахожу». Ответили ему иудеи: «У нас Закон, по Закону Он должен умереть. Он сделал себя сыном Бога». Когда Пилат это слово услышал, сильно испугался и снова вошел в расположение, и говорит Иисусу: «Откуда ты?» Иисус ответ ему не дал. Пилат Ему: «Не говоришь со мной? Не знаешь, власть у меня тебя отпустить, и власть у меня тебя распять?» Ответил ему Иисус: «Нет у тебя на Меня никакой власти, кроме данной тебе свыше. Больше бестолков предавший Меня тебе». Теперь Пилат хотел Его отпустить, но иудеи закричали: «Если отпустишь его, ты не друг цезарю! Каждый, делающий себя государем, противоречит цезарю!» Пилат, услышав это слово, вывел Иисуса и сел на возвышение на месте, называемом «плиты», по-еврейски — Габбата. Была пятница перед Пасхой, час около шестого, и говорит иудеям: «Вот ваш государь». Те закричали: «Возьми его, возьми, распни!» Говорит им Пилат: «Буду распинать вашего государя?» Ответили архиереи: «Нет у нас государя, кроме цезаря!» Тогда он передал Его им, чтобы был распят.
Они забрали Иисуса, и сам неся крест, Он вышел к месту, называемому «Черепа», которое по-еврейски называется Голгота, где распяли Его и с Ним других двух, тут и там, а посередине Иисуса. Написал и надпись Пилат и наложил на крест, написано было, «Иисус-назарянин, государь иудеев». Эту надпись многие из иудеев прочитали — место, где распят был Иисус , было близко от города, и написано было по-еврейски, по-латыни, по-гречески. Иудейские архиереи говорили Пилату: «Не пиши, „государь иудеев“, но что „сказал, я — государь иудеев“». Ответил Пилат: «Что написал, то написал». Воины, когда распяли Иисуса, взяли Его верхнюю одежду и сделали четыре куска — каждому воину кусок, и рубашку. Рубашка была не сшитая, от верха сотканная целиком, и друг другу они сказали: «Давайте ее не делить, а бросим о ней жребий, чья будет» — чтобы Писание, «поделили одежду мою между собой, а о рубашке моей бросили жребий» — исполнилось, и вот воины это сделали. У креста Иисуса встали Его мать и Мария Клеопова, сестра Его матери, и Мария Магдалина — и Иисус, посмотрев на мать и на ученика, которого любил, который стоял впереди, говорит матери: «Женщина, вот сын твой». Потом говорит ученику: «Вот мать твоя» — и с того часа ученик взял ее к своим. После этого Иисус, узрев, что все уже свершилось, чтобы исполнилось Писание, говорит — «жажду». Стоял сосуд, полный уксуса, и вот они губку, полную уксуса, обернув на кропило, поднесли к Его устам. Получив уксус, Иисус сказал: «Свершилось», и склонив голову, предал дух.
Иудеи, раз была пятница, чтобы не остались тела на крестах в субботу — был день Великой Субботы, попросили Пилата, чтобы перебили их голени, и были сняты. Воины подошли и перебили голени первого, и другого, распятого с Ним, а к Иисусу подойдя, как увидели Его уже умершим, Его голени не перебили, но один из воинов копьем Его бок проткнул, и сразу вышли кровь и вода. И увидевший стал свидетелем, и свидетельство его истинно, и он знает — истину говорит, чтобы вы поверили. Это стало, чтобы Писание, «кость Его не сокрушится» — исполнилось; и снова говорит другое Писание — «будут смотреть на Кого пронзили».
После этого Иосиф Ариматейский, учеником будучи Иисуса, тайным из-за страха перед иудеями, Пилата попросил забрать тело Иисуса, и Пилат разрешил, и вот он пришел и взял Его тело. Пришел и Никодим, прежде пошедший к Нему ночью — неся смесь смирны и алое, фунтов сто. Они взяли тело Иисуса и обвязали его пеленами с благовониями, как у иудеев обычай погребать. На месте, где Он был распят, был сад, а в саду гробница новая, в которую никто еще не был положен — там, из-за иудейской пятницы, потому что гробница была близко, положили Иисуса.
(XX) И в первый день после времени Субботы, рано утром, когда было еще темно, Мария Магдалина идет к гробнице и видит камень, убранный с гробницы. Она бежит и приходит к Симону-Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и им говорит: «Из гробницы Господа забрали, и не знаем, куда положили Его». Петр и другой ученик вышли и пошли к гробнице, бежали оба, и другой ученик прибежал быстрее Петра и первым пришел к гробнице, и наклонившись, видит пелены лежащие — однако, он не вошел. Следуя за ним, приходит Симон-Петр и вошел в гробницу, и видит пелены лежащие и платок, который был на Его главе, не с пеленами лежащий, но свернутый, отдельно. Тогда вошел другой ученик, который пришел к гробнице первым — и увидел, и поверил, а еще не знали Писание, что Ему надлежит из мертвых воскреснуть. Ученики снова ушли к себе, а Мария встала совне у гробницы, плача, и когда плакала, преклонилась к гробнице и видит двух небесных вестников в белом, сидящих одного у головы, другого у ног, где лежало тело Иисуса, и ей они говорят: «Женщина, что плачешь?» Им говорит: «Забрали Господа моего, и не знаю, куда положили Его». Это сказав, она обернулась назад и видит Иисуса стоящего — а не знала, что это Иисус. Говорит ей Иисус: «Женщина, что плачешь? Кого ищешь?» Та, думая, это садовник, Ему говорит: «Господин, если ты унес Его, скажи, где Его положил — я заберу Его». Говорит ей Иисус: «Мария». Повернувшись, та говорит Ему по-еврейски: «Раввуни!» — так зовется учитель. Говорит ей Иисус: «Не касайся Меня, еще не восшел Я к Отцу. Иди к братьям Моим и скажи им — восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему». Мария Магдалина идет и ученикам возвещает, что видела Господа, и что Он сказал ей.
И вот вечером того дня, первого после субботы, при дверях из-за страха перед иудеями запертых, где были ученики, пришел Иисус и встал посередине, и им говорит: «Мир вам!» И сказав это, показал им руки и бок — и ученики, увидев Господа, возрадовались. Иисус снова сказал: «Мир вам! Как Меня послал Отец, Я посылаю вас». Это сказав, Он дохнул и им говорит: «Примите Святой Дух!» Чью бестолковость простите — простится, чью удержите — удержится».
Когда Иисус приходил, не было с ними Фомы, одного из двенадцати, прозванного «Близнец», и вот другие ученики ему говорили: «Мы видели Господа». И сказал им: «Если не увижу в руках Его след гвоздей и не вложу палец мой в след гвоздей, и не вложу руку мою в бок Его — не поверю». И через восемь дней Его ученики снова были внутри, и Фома с ними, и при запертых дверях входит Иисус и посередине встал, и сказал: «Мир вам!» Потом говорит Фоме: «Поднеси сюда палец твой, а вот руки Мои, и поднеси руку твою и клади в бок Мой, и не будь без веры, но — с верой!» В ответ Ему Фома сказал: «Господь мой — Бог мой». Иисус ему говорит: «Увидел Меня и поверил? Не увидевшие безмятежны. Поверившие».
Много и других знамений сотворил Иисус перед своими учениками, о которых не написано в этой книге. Это написано, чтобы вы поверили, что Иисус это Христос, Сын Бога, и имели жизнь от знания Его.
(XXI) После этого Иисус снова явил себя ученикам на море в Тибериаде, и явил так. Вместе были Симон-Петр и Фома, называемый «Близнец», и Натанаил из Каны в Галилее, и Зеведеевы, и двое других из Его учеников. Говорит им Симон-Петр: «Иду ловить рыбу». Ему говорят: «Идем мы с тобой». Они вышли и вошли на лодку, и в ту ночь не поймали ничего, а когда уже утро настало, у кромки воды встал Иисус — однако, не познавали ученики, что это Иисус. Говорит им Иисус: «Чада, пропитания никакого у вас нет?» Ответили Ему: «Нет». Сказал им: «Забросьте сеть справа от лодки и найдете». Они забросили и больше не могли вытащить ее от множества рыб. Ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: «Это — Господь». Симон-Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждой, потому что был наг, и бросился в море, а другие ученики в лодке пришли, тянув сеть с рыбой — они были не далеко от берега, но локтей около двухсот. И когда вышли на берег, видят разложенный костер и рыбу, лежащую на нем, и хлеб. Говорит им Иисус: «Принесите от рыбы, которую поймали сейчас». Симон-Петр пошел и вытащил на берег сеть, полную больших рыб, ста пятидесяти трех — и столько их было, и не порвалась сеть. Говорит им Иисус: «Идите, позавтракайте». И никто из Его учеников не смел проверить — «кто Ты», зная, что это Господь. Подходит Иисус и берет хлеб, и дает им, и рыбу так же. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам, воскреснув из мертвых.
Когда позавтракали, Иисус говорит Симону-Петру: «Симон Иоаннов, любишь Меня больше, чем они?» Ему говорит: «Да, Господи, Ты знаешь, я Тебе друг». Он говорит: «Выпасывай ягнят Моих». И говорит ему снова, во второй раз: «Симон Иоаннов, любишь Меня?» Говорит он: «Да, Господи, Ты знаешь, я Тебе друг». Ему говорит: «Будь пастухом Моих овец». А на третий раз ему говорит: «Симон Иоаннов, ты Мне друг?» Опечалился Петр, что на третий раз ему сказал, «ты Мне друг», и Ему говорит: «Господи, Ты все знаешь; Ты познаешь, я Тебе друг!» Иисус ему говорит: «Выпасывай овец Моих. Аминь, аминь, тебе говорю когда был моложе, себя препоясывал сам и ходил, куда хотел. Когда состаришься, вытянешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь». Это Он сказал, знаменуя, какой смертью тот прославит Бога. И сказав это, ему говорит: «Иди за мной». Обернувшись, Петр видит ученика, которого любил Иисус, идущего за ними, который на Вечери занял место у Его груди и сказал, «Господи, кто предающий Тебя». Его увидев, Петр говорит Иисусу: «Господи, что он?» Говорит Иисус: «Если хочу, чтобы пока иду, остался — тебе что? Ты иди за Мной». И вот для братьев это слово вышло, что тот ученик не умрет. Иисус не сказал, что не умрет, но — «если хочу, чтобы пока иду, остался — тебе что».
Этот вот ученик — это написавший и за это ручающийся, и знаем — его поручительство истинно. Есть и другое многое , что сделал Иисус, что если будет записано по порядку, думаю, сам мир не вместит пишущихся книг.