Найти в Дзене
NeoPolitics

Немного об истории украинской идеи

"Imagine there's no countries" John Lennon
"Imagine there's no countries" John Lennon

На следующий день после начала спецоперации в российских социальных сетях запестрели лозунги "Нет войне". Если вы еще не знаете, то этот лозунг красовался на немецких листовках, сбрасывавшихся в блокадный Ленинград, предлагая жителям отказаться от борьбы и сдаться. "Нет войне" - фальшивый лозунг. Война на Украине началась в 2014 году. Настоящий пацифистский лозунг - это призыв к миру, как в легендарной песне Джона Леннона «Imagine». Там есть такие слова:

Вообрази, что границ не существует
Нет причин для смерти или убийств
И все люди живут в мире

По заявлению самого Джона Леннона, его песня в сущности является Коммунистическим манифестом. Возможно, вы выросли на антикоммунистической пропаганде и скажете, что представление Леннона не соответствует действительности, что люди эгоистичны, а эгоизм, стремление к личной выгоде, конкуренция являются неотъемлемыми атрибутами прогресса. Не спешите хоронить идею коммунизма лишь на основании расхождения с действительностью. Эта логика хороша для естественных наук, но абсолютно не работает в сфере идеологии. Яркий тому пример идея украинства.

Есть идеи объединяющие, а есть разъединяющие. К последнему типу относится идея украинства. До XIX века никого, кто считал бы себя украинцем не было. Украиной называлась пограничные земли, например, на Дальнем Востоке тоже, а украинцами назывались пограничники. Первыми, кто увидел идею украинства, как способа ослабления России, были поляки, влившиеся в Россию после раздела Польши 1795 г. И уже на следующий год Ян Потоцкий впервые высказывает мысль, что украинцы - это особый народ, происходящий от сарматов, расширив польскую мифологию. В 1801 г. Тадеуш Чацкий предложил, что украинцы происходят от племени древних укров. Надо ли повторять, что эти теории не имеют ничего общего с фактами? Тем не менее, идея украинства в российском обществе была посеяна.

Поляки имели значительное влияние в Российской Империи. Например, Адам Чарторыйский в 1804-1806 гг. был министром иностранных дел, а с 1810 по 1823 гг. возглавлял Виленский учебный округ - это несколько губерний на западе Российской империи, на территории современных Белоруссии, Литвы, Украины, а также Латвии. Соратник Адама Чарторыйского, польский историк и священник Валериан Калинка описал направление польской мысли следующим образом:

Между Польшей и Россией живёт огромный народ, ни польский, ни российский. Польша упустила случай сделать его польским… Контрнаступление Востока на Запад, начатое бунтом Хмельницкого, катится все дальше, и отбрасывает нас к средневековой границе [династии] Пястов. Окончательный приговор ещё не пал, но дело обстоит хуже некуда. Как нам защитить себя? чем?! Силы нет, о праве никто не вспоминает, а хваленая западная христианская цивилизация сама отступает и отрешается… Быть может, в отдельности этого русского (малорусского) народа. Поляком он не будет, но неужели он должен быть Москалем?!. Если Грыць не может быть моим, то да не будет он ни моим, ни твоим!

Так при помощи польской пропаганды и влиянии поляков на систему образования из людей, считавших себя русскими, делали украинцев. В 1846 году русским историком Николаем Костомаровым в Киеве было создано тайное Кирилло-Мефодиевское братство, которое пропагандировало идею панславянского союза народов России, Украины (Малороссия в трактовке этого общества уже не являлось Россией), Польши, Чехии, Сербии и Болгарии, конечно же, на основе ликвидации крепостного права, сословных привилегий, провозглашении свободы совести и т. д. и т.п. Увы, внешне привлекательная идея панславянства, на основе кровного единства славян, противоречит сути России, являющейся объединением разных, не только славянских народов. Крайний случай, проявляющий разрушающую роль идеи панславизма, выражается в идее о расовом превосходстве, которая в это же время развивается в английском обществе и в XX веке выльется в немецкий нацизм.

Необходимо различать культурный панславизм, культурное русофильство с политическим. Русская культура является объединяющей для всех народов Русской цивилизации. Политическое противопоставление русского этноса всем остальным - является разъединяющим началом. То же самое относится и к украинофильству. Мы все любим культуру Малороссии, присвоенную себе украинской идеей, но политическое противопоставление малороссийского народа к остальной России является вдвойне деструктивным действием. Малороссия сохранила болезненную память о длительном периоде пребывания под властью польской шляхты, и в случае отделения от остальной России остается один на один с ней, что в крайних случаях выливается в чрезвычайную жестокость, которую мы наблюдали в ВОВ и наблюдаем сейчас. Ее демонстрируют и стихи украинско-русского писателя Тараса Шевченко, участника Кирилло-Мефодиевского барства:

Железняк с удалым Гоптой
Вопят: «ляхам кара!
Кара ляхам! Тешьтесь, детки!»
И они карают.
Стон и вопль: те горько плачут.
Эти — проклинают;
Этот вопит, тот молитву
Богу возсылает,
А иной над трупом брата
Душу открывает.
Не щадят, как мор, лихие
Ни годов, ни роду:
Кровь полячки и жидовки
Рядом льется в воду.
Ни калеки, ни младенца,
Ни слепца больного
Не осталось — не избегли
Часа рокового.
Всё погибло — не осталось
Ни души единой
Ни шляхетской, ни жидовской.
Чтоб почтить кручиной.
Вот уж тучи досягает
Зарево пожара
Галайда же знай рыкает:
«Кара ляхам. кара!»
И, беснуясь, мёртвых режет,
Жжот что ни попало.
«Дайте мне жида иль ляха!
Мало этих, мало!
Дайте ляха! дайте крови!—
Кровь его погана.
Море крови! Мало моря!

Болезненная тяга к рабовластию, о чем говорят шевроны с надписью "рабовластник" на куртках украинских комбатантов, найденных в 2014 году, лозунг "Русские - рабы", вероятно, отражает глубокую историческую память о польском владычестве, которую несет идея украинства.

В стихотворении Тараса Шевченко жестокому обращению у малороссов подвергаются не только "ляхи", но и "жиды". Уверен, что для этого были причины. В прошлом году приверженная либерализму актриса Юлия Ауг на своей странице в Фейсбуке попросила евреев поделиться историями о том, как их обижали в детстве. Я читал историю за историей и удивлялся. В моем уфимском детстве ничего подобного не было. Мы вообще не знали о существовании евреев. Тогда я спросил одного из авторов истории, где она имела место. Оказалось в Киеве. Вот такая связь времен. Вероятно, детские травмы у таких украинских евреях как Игорь Коломойский, Петр Порошенко, Владимир Зеленский выливаются в бессознательную месть.

@edwpotapoff