Вот те на. Война докаталась и до Федора Михайловича. Причем, борьбу с Достоевским начали там, где этого менее всего можно было ожидать.
В университетах. Слух о запрете курса по Достоевскому в Миланском университете оказался фейком. Но а заявление американских славистов – не фейк:
Заявление правления Североамериканского общества Достоевского в поддержку Украины
Как ученые и учителя творчества Достоевского, мы с ужасом наблюдали за неспровоцированным вторжением России в Украину. Как известно любому, кто читал произведения Достоевского, его взгляды противоречивы и в некоторых случаях ксенофобны. С одной стороны, Достоевский выдвинул свое видение всеобщего братства и идею о том, что красота спасет мир, но с другой стороны, он был убежденным русским националистом, который выступал за войну во имя панславизма. Как ученые Достоевского, мы продвигаем те его идеи, которые обогащают и освещают мировую культуру, а также признаем свою ответственность за критику и контекстуализацию тех взглядов, которые поддерживают ненависть и кровопролитие. Тот же национализм и империализм, которые теоретизировал Достоевский, особенно в своей журналистике, глубоко замешаны в нынешнем вторжении и его идеологической основе. Мы осуждаем российское вторжение в Украину и поддерживаем всех тех, кто выступает против него в Украине, России и во всем мире. Наши сердца обращены к нашим коллегам, студентам, друзьям и семье, которые пострадали от этого насилия.
Кажется, Гейне говорил, что каждый имеет право быть глупым. Но надо иметь настоящую отвагу, чтобы публично продемонстрировать это!
Что теперь делать с Достоевским?
1. Печально, что профессора запамятовали, что предки Достоевского жили в Подолии и на Волыни 300 лет.
2. Обвинять Достоевского в том, что он виноват во вторжении российских войск не в, а на Украину – все равно обвинять Египет в пленении евреев.
3. Мне совершенно не ясно, кого тамошние Достоевсковеды изучали до этого судьбоносного момента? И, ежели изучали, то как могли пройти мимо вот такого обскурантизма и национализма?
Прошлого года, в июне месяце, в июньском № моего «Дневника», я сказал, что Константинополь, «рано ли, поздно ли, должен быть наш». Тогда было горячее и славное время: подымалась духом и сердцем вся Россия, и народ шел «добровольно» послужить Христу и православию против неверных, за наших братьев по вере и крови славян.
Думаю, что в первую очередь Достоевского должны запретить именно в Турции, поскольку эту его реплику, как не призыв вторгнутся на чужую территорию и рассматривать-то?
А вот еще в «Дневнике писателя» за 1873 год читаем:
…если дело продолжится, если сам народ не опомнится… то весь, целиком, в самое малое время очутится в руках у всевозможных жидов… Жидки будут пить народную кровь и питаться развратом и унижением народным… Мечта скверная, мечта ужасная, и – слава богу, что это только лишь сон!
Как ужас!
Оказывется, Достоевский был антисемитом? Или вчера еще не был?
Ежели следовать этой логике, то куда мы запишем Петрарку с его ксенофобскими выпадами в адрес славян:
точно так же прибывают суда, отягченные грузом, который побуждаемые нуждой продают родственники. И вот уже непривычного вида и неисчислимое скопище немощных людей обоего пола этот прекрасный город скифским обличием и безобразным сбродом – как чистейший источник мутным потоком – поражает. И если бы этот запруживающий тесные улочки люд не был бы милее тем, кто их покупает, нежели мне, и не привлекал их взоры более, нежели привлекают мои, и не гадок, и не омрачал прохожих дурного вида скоплением, то во всей Скифии…
Для тех, кто не в курсе, в Венециии и по сей день существует набережная Скьявоне.
Название скьявоне – производное от рабов славянского происхождения, которыми в свое время приторговывала Светлейшая.
Так вот, вид этих рабов оскорблял эстетические чувства великого итальянского поэта и мешал думать ему о высоком.
А что теперь делать со знаменитым французскимпутешественником Адольфом де Кюстином:
У русских есть лишь названия всего, но ничего нет в действительности. Россия-страна фасадов. На самом деле у них нет даже врачей. Стоит заболеть, схватить лихорадку, и приходится самому себя лечить или приглашать врача-иностранца. Если же вы случайно позовете живущего поблизости русского врача, то можете считать себя заранее мертвецом.
Надо сказать, что в Италии следовало бы запретить всех немецких классиков, так как в свое время Италия находилась под протекторатом Австрии.
Вспомним замечательный фильм “Сисси” с Роми Шнайдер.
И заодно - французов. Так как ранее Италию завоевал Наполеон. В особенности следует запретить Стендаля, который был в составе оккупационных войск на севере Италии, в Милане!
Писатель – существо подлое и двуличное в отличие от литературоведов. Литературовед – святее Великого инквизитора, словно вынужденно отпускает писателю его прегрешения. Задним числом.
Но если писательские прегрешения столько велики, то давайте вообще запретим всех писателей и поэтов, которые когда-либо высказывались нетолерантно о ком-то ни было?
Оставим одних литературоведов, которые расскажут последующим поколениям об оскопленных и причесанных писателях.
Вспомним Легенду о Великом инквизиторе:
Ты забыл, что спокойствие и даже смерть человеку дороже свободного выбора в познании добра и зла? Нет ничего обольстительнее для человека, как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее.
Свободу Федору Михайловичу!
p.s. Друзья, дзен практически прекратил платить за публикации. Поэтому судьба канала в ваших руках. Поддержите канал не только словом, Заранее благодарен!