“Молодежка ОНФ” сняла документальный ролик под незамысловатым названием “Сталинград”. Чем дальше от нас 40-е, тем сложнее находить живых очевидцев событий. Все чаще в таких мемориальных работах фигурируют одни и те же лица, все более заученными звучат их рассказы.
Но здесь авторы все же старались не ограничиться шаблонами. Если и начали с Мамаева кургана, то затем переместились на Лысую гору, побывали в элеваторе. Особо нового им там ничего не показали. Но даже при кратком рассказе о могиле Чуйкова нашли любопытный поворот.
- Здесь покоится дважды герой Советского Союза, маршал, командующий 62-й армией в ходе Сталинградской битвы Василий Иванович Чуйков. Это единственный маршал Советского Союза, который похоронен не у кремлевской стены, а по завещанию отдельно. Вторая часть пожелания - это быть рядом со своими бойцами, - говорит заведующая отделом специальных проектов музея-заповедника “Сталинградская битва” Алена Уткина.
Уделили внимание и реконструкторам, без которых сегодня редко обходятся патриотические мероприятия.
- Существует такой взгляд со стороны: наверное, это люди, которые в детстве не наигрались в “войнушку”, или те, которые не служили в армии. Я про себя думаю: и в армии служил, и в “войнушку” набегался, - рассказывает заместитель руководителя ОРО “Сталинград - Армия Дон” Михаил Аржаев. - Я занимаюсь этим, потому что лично я чувствую какой-то долг перед теми людьми, которые отдали свои жизни, чтобы мы могли вообще существовать на этой земле.
Второе направление, в котором может приложить силы молодежь, - это поисковое движение.
- На первом курсе меня заинтересовал сам посыл поисковой деятельности: то, что мы возвращаем людей с войны домой, - отметил командир поискового отряда “Южный фронт” Никита Скабелин. - В базе данных про одного моего прадеда есть только лишь наградной лист. Орден славы третьей степени. Сразу начинаешь это проецировать на себя: как бы ты это переживал, как бы ты это ощущал.
И в завершение рассказ речника. Деятельность гражданского флота в боевых условиях - вообще недостаточно известная страница истории. Транспортники рисковали так же, как и боевые катера.
- Отец у меня был капитаном. Когда в 1941 году 1 сентября пришли мы в школу, я записался на судоводительские курсы. Получил диплом капитана, - вспоминает ветеран ВОВ Александр Еремин. - 1 апреля назначили к отцу первым помощником на баркас. Всех водников призывного возраста забрали в армию. Старики работали и мы, дети. И мы возили снаряды из Астрахани в Красноармейский затон Сталинграда.
Читайте также: Стройка первого тракторного завода СССР и дворянские козни