Найти в Дзене
Senkin

Гризодубова Валентина Степановна, жизнь и биография «Матушки», первой женщины-героя СССР

Оглавление

Советская лётчица, полковник, участница одного из рекордных перелётов, участница Великой Отечественной войны, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, Герой Социалистического Труда. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Ранняя жизнь и довоенная карьера

Она родилась в Харькове, Украина, и была дочерью Степана Васильевича Гризодубова, первого авиаконструктора. В возрасте четырнадцати лет она летала на планере в одиночку. Она играла на фортепиано и окончила консерваторию, а также Харьковский технический институт. Она также говорила на нескольких иностранных языках. В 1929 году она окончила Пензенский аэроклуб военизированного объединения "Осовиахим". Она также обучалась в Харьковской летной школе. В 1933 году она окончила Тульское высшее летное училище. Здесь она стала летным инструктором и подготовила 86 пилотов-мужчин, многие из которых стали Героями Советского Союза. С 1934 по 1938 год она летала в "Пропагандистской" эскадрилье имени Максима Горького. Она летала на многих типах самолетов и установила семь мировых рекордов, в том числе один для самой высокой высоты, достигнутой женщиной-пилотом на двухместном гидросамолете, 3267 метров (10718,5 футов) 15 октября 1937 года она установила три рекорда скорости и один для полетов на большие расстояния между Москвой и Актюбинском вместе с Мариной Расковой.

24-25 сентября 1938 года в качестве командира и вместе с Мариной Расковой и Полиной Осипенко она совершила 5 908,61 километра (3671,44 мили) полета "Родины" на самолете АНТ-37 Антонова, установив международный женский рекорд по дальности полета по прямой. (Регистрационный номер файла FAI 10444)

Она уже налетала 5000 часов перед своим историческим полетом и вместе с членами своего экипажа стала одной из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза 2 ноября 1938 года, также получив награду в размере 25 000 рублей.

Германо-советская война

С марта 1942 года она принимала участие в германо-советской войне. Она была назначена командиром 101-го авиаполка дальнего действия, сформированного в мае 1942 года, который состоял примерно из трехсот человек: пилотов, штурманов, инженеров и наземного вспомогательного персонала. Ее подразделение было оснащено транспортным самолетом Лисунов Ли-2 (Douglas Dc-3, построенный по лицензии), а пилоты были призваны Гражданским воздушным флотом. Экипаж Ли-2 Гризодубовой состоял из шести летчиков: пилота, второго пилота, штурмана, борттехника, радиста и воздушного стрелка. Первоначально перед подразделением стояла задача бомбить вражеские войска, летать к партизанам и - в июне 1942 года - помогать снабжать блокадный Ленинград. Впоследствии 101-му дальнему бомбардировочному авиаполку было приказано бомбить части вермахта, которые прорвали Брянский и Юго-Западный фронты и направлялись к Воронежу. Гризодубова вела свой полк почти каждую ночь, преодолевая сильную зенитную оборону и ночных истребителей люфтваффе в районах Курска, Орла и Львова.

В сентябре 1942 года 101-й авиаполк дальнего действия был передан в распоряжение Центрального штаба партизанского движения. Подразделение совершило более 1850 боевых вылетов в районы, удерживаемые партизанами, доставив около 1500 тонн оружия и боеприпасов, а также сотни тонн радиоаппаратуры, печатных станков, кинокамер и материалов для чтения для советских партизанских лидеров. Полк также эвакуировал 2500 раненых партизан и бездомных сирот. Однако плохие взлетно-посадочные полосы и вражеские истребители представляли постоянную угрозу для Ли-2 и их экипажей. По инициативе Гризодубовой к марту 1943 года партизаны построили улучшенную взлетно-посадочную полосу на правом берегу Днепра, где в дневное время можно было парковать до дюжины самолетов. 27 мая 1944 года ее полку было присвоено почетное звание Красносельского за участие в прорыве блокады Ленинграда. К тому времени, когда Гризодубову отозвали в Москву, в июне 1944 года, она совершила около 200 боевых вылетов. Два месяца спустя, 30 августа, 101-й дальнебомбардировочный авиаполк был награжден орденом Красного Знамени, а позже - почетным званием "Гвардейский".

Послевоенный

В 1940-х годах она была единственной женщиной-членом "Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков и их пособников и ущерба, причиненного ими гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР" (Чрезвычайная государственная комиссия или Чрезвычайная государственная комиссия; ЧГК), назначенная для расследования военных преступлений нацистов в Советском Союзе.

Наследие

Гризодубова была почетным гражданином Пензы. В Москве имеется памятник посвященный Валентине Гризодубовой.