Найти тему
The Music That Rocks

Рецензия. Marillion 'An Hour Before It's Dark' (2022)

Луч света в тёмном царстве.

Мало их осталось, мало.

После распада Genesis и обмеления творческого потока Yes в ряду ветеранов-прогрессивщиков стоит, устало покачиваясь, солдат Jethro Tull, совершивший удивительный марш-бросок, но в целом больше размышляющий о былой славе.

Ну и загадочная тень под именем Marillion – эдакий умелый шпион-разведчик, которого мало кто замечает, но он есть и продолжает проворачивать свои умелые вылазки на, казалось бы, давно исследованные местности. И приносит оттуда разного рода трофеи. Чем же ему удалось поживиться в этот раз?

-2

Я бы назвал An Hour Before It's Dark классическим прогрессивным рок-релизом. Для поклонников группы альбом станет одним из лучших – и они здесь будут недалеки от объективной точки зрения. Структура схожа с предыдущим релизом – F.E.A.R. (2016). Здесь так же содержится несколько крупных многочастных композиций, перемежаемых парой-тройкой стандартных песен. Все кусочки больших произведений, переходя одна в другую, складываются в единый пазл-высказывание.

Первоначально название возникло из знакомых большинству из нас материнских слов, произносимых в детстве: «У тебя есть час, я хочу, чтобы ты вернулся до наступления темноты». Из этого будничного призыва группа выстраивает целый экологический и созидательный посыл, а для финальной песни превращает его в отсылку к последним моментам жизни человека.

-3

Поэтому «Час до наступления темноты» - пронизывающая всю пластинку мысль о скоротечности сущего и воле на то, чтобы успеть изменить разрушающийся мир к лучшему.

Paint a picture, sing a song, plant some flowers in the park
Get out and make it better
You've got an hour before it's dark...
Нарисуй картину, спой песню, посади несколько цветов в парке.
Выходи и сделай это лучше
У тебя есть час до наступления темноты...

Так, Be Hard On Yourself – своеобразная программная установка, посвящённая преодолению собственных низменных желаний, грехов и процесса самоуничтожения.

Reprogram The Gene очевидно посвящена темам пандемии, новых болезней и вирусов, грозящих человечеству. Их же подхватывает Murder Machines, превращая любовь в смертоносное оружие (обнимая близких, мы можем их заразить). И это один из самых ярких элементов диска.

Посвящение Леонарду Коэну содержится на The Crow And The Nightingale.

«Adding my dull sheen to your brilliant words»
«Добавляю свой тусклый блеск к твоим блестящим словам».
-4

Притча о бедняке, нашедшем бриллиант и решившим не продавать его, чтобы не впасть в ложный мир безыдейной роскоши и не предавать себя – Sierra Leone. Обретение свободы через отказ – вот философское зерно этой повествовательной части.

-5

Финальная Care – обнадёживающая симфония о последних мгновениях жизни умирающего больного, звучащая на удивление вдохновенно в заключительном моменте, когда служащие лечебниц и больниц сравниваются с ангелами. Тут есть такие строчки:

The angels in this world are not in the walls of churches
Ангелы в этом мире не находятся в стенах церквей

Музыкальная сторона работает не слабее текстовой и смысловой. Та же Be Hard On Yourself бьёт набат и взывает к каждому, кто опускает руки.

Стив Хогарт убедителен и прекрасен в своей певческой надрывно-скорбящей манере, но тут он иногда прибегает, скорее, к назидательно-суровому облику.

Барабаны Йена Мосли то деликатно сдерживают временами рискованно расползающееся прогрессивное одеяло, то, наоборот, подстёгивают ход композиций.

Клавишные дают объём, сопоставимый с тем, как если бы группа привлекла оркестр. И добавляют атмосферности, как в The Crow And The Nightingale.

Ну и, конечно, гитара. Здесь стоит сказать про всё содержание альбома. Стив Ротери тут порой блистает настолько, что затмевает коллег. Его работа аккуратна, но заметна, а порой выходит на первую линию – как, например, постоянно прорывающееся фоновое соло в Murder Machines или в четвёртой части Sierra Leone – The Blue Warm Air. В какой-то момент оно воспаряет над композициями (как в середине More Than Treasure и в ярких моментах Maintenance Drugs). Или добавление пронзительно-плотного штриха в концовку той же The Crow And The Nightingale, а также третьей части Care – Every Cell.

Результат подхода группы к написанию песен, заключающийся в записи длинных «джемов», из которых затем собираются лучшие фрагменты, показывает свою эффективность на новой работе. Да, при первичном ознакомлении с ней может возникнуть ощущение «склеенности». Но при вдумчивом и последовательном перепрослушивании альбома здание крепнет.

-6

An Hour Before It's Dark имеет лишь один минус. Пластинку нельзя слушать фоном или кусками. Тут важно понимание – что именно играет, какая часть какой главы. О чём повествуется, что доносит до нас группа. Конечно, порой вынуть отдельные треки из общей картины можно, но не рекомендуется.

Альбом – как тот бриллиант из Sierra Leone, найденный бедняком.

Его не стоит продавать. Стоит насладиться его красотой и обрести свободу.

Оценка: 3,5/5

Источник изображений: www.discogs.com