Найти тему

Есть миф, что дети сами никогда не захотят.

Раскрытие Гениальности в Семейном образовании:
https://www.instagram.com/aleksandra_4e_co/
---------------------------------------------------------

Есть миф, что дети сами никогда не захотят. Исходя из этого мифа выстраивается вся ситема образования. Они сами никогда не захотят учиться, для этого создаётся система оценок, «здоровой» конкуренции, соревновательности, ощущение успеха или неуспеха. И многие педагоги считают, что это правильно.

Моя учительница по литературе, добрейшая женщина, обожавшая Пушкина, нежная и воздушная, периодически зачитывала вслух сочинения двоечников, чтобы все посмеялись. Методы воздействия на дете в системе одинаковые.

И я тоже долго считала, что дети сами не захотят. Что это не нормально - хотеть знать, на какой слог ударение нужно ставить. Что нужны специальные методы, заинтересовать, замотивировать, показать важность. Но вот Макару важно и без этого.

Эксперимент на Макаре продолжается) Ни единого призыва почитать от меня, ни одного педагогического поползновения за несколько месяцев. Ни попытки как-то усадить за «творческие» или развивающие занятия. Плюс полное отсуствие занятий у старших.

Макару шесть, и он уже три месяца вот в таком виде - в одних шортах - при любой температуре (от 15ти градусов до 35ти) носится во дворе, бегает по пляжу или бредёт по лесу. БОльшую часть времени Макар в движении.

Вокруг нет тех, кто сам занимается или заинтересовывает миром. Нет примера. Не разложены пособия, к стенам не прибиты азбука и таблица умножения. При его желании кто-то читает ему книгу, не приговаривая при этом, что он сам умеет.

То есть попыток его как-то направить, подкормить его интерес, подсунуть книжку или энциклопедию, прописи, обучающие фильмы, чевостика, не было.

Тем не менее, за это время Макар стал всё больше читать сам (незаметно для себя), выяснил, какого рода бывают слова и стал задавать нам вопросы вроде «а почему большинство стран женского рода?», выяснил, как проверить безударную гласную в корне, и успешно применяет своё знание, подписывая рисунки, немного изучил таблицу умножения, начал складывать двузначные числа в уме, изучил вдоль и поперек карту, особенно страны Африки и Южной Америки, разобрался, чем отличаются континенты от частей света... Много ещё чего, не отрываясь от игр и без единого занятия.

Главное удивление во всём этом для меня, что он помнит всё, что узнал, разве что кроме флага Свазиленда, без специальной техники запоминания, без выучивания и повторения, которое, как известно, мать учения.

Сейчас вы скажете, что вся эта информация была ему очень нужна, и будете правы. Но главное, как мне кажется, что он умеет её добыть и использовать. И эта связка очень прочная. Запрос - информация - использование. Это очень логичная цепочка.

Макар учится тому, что надо ему сейчас, а не когда- то потом пригодится. Он не развивается ради развития, развитие - естественный для него процесс, впрочем, я уврена, как и для любого ребёнка. О нём дети не думают.

Да, он может увидеть, какое ему качество или знание нужно, и будет тренировать это/узнавать.

Вы скажете, что мне просто повезло с Макаром, но я могу поспорить. Со старшими я больше напрягалась, больше думала про их развитие, видела их ошибки и недостатки, собиралась их прокачивать, создавать им условия для развития (того, что мне казалось нужным), я думала, как система образования: что дети сами никогда не захотят учиться, подразумевая под обучением сидение над тетрадкой и делание того, что малоинтересно.

Сейчас я просто наблюдаю. Я не строю планов, я не думаю, что развитие - это очень важно, а моё поведение должно быть таким, чтобы ребёнок это понял; не думаю, что я всегда должна быть доброжелательно настроенной и знающей, поддерживающей и мотивирующей (как Тони Роббинс), готовой в любое время суток вырезать и клеить строение вулкана и назубок ответить, как образуются ветра.

Сейчас мне кажется очень важным просто разрешить ребёнку искать свой путь, потихоньку отпускать его в мир, поддерживая во всём.

- А как же обучающая среда? - спросите вы меня.
А игровая форма обучения?

Да, всё это есть, и всё это не только про материальное, а в первую очередь про мою готовность узнавать новое, меняться, задавать себе неудобные вопросы и отвечать на них.

Ведь что такое среда? И что такое игра? Если не состояние, которое в котором мы находимся.

Автор статьи: Александра Чернявская.

Всё об особенном подходе в семейном образовании: страхи, мотивация, сдача аттестаций, среда самообучения в моём Инстаграмм.

Подписывайтесь: https://www.instagram.com/aleksandra_4e_co/

#семья #семейное образование #обучение детей #обучение онлайн #семейные отношения