Умейте обнулять любой опыт и поддавать сомнению любые устоявшиеся предубеждения. Осваивайте альтернативные способы получения тех или иных результатов. Сегодня это более чем полезно. К примеру, считается, что цифровое обучение – эффективнее, чем работа с бумажными носителями. А так ли это – мы уже не задумываемся. Чтобы не приходилось выбирать более эффективные способы освоения новых навыков, мы пытаемся сразу выяснить, как обучаться эффективнее всего, после чего просто действовать согласно устоявшемуся шаблону. Но проверяли ли вы сами, что эффективнее – читать учебники или смотреть обучающие видео?
Во время пандемии многие привыкли изучать новое с помощью коротких видео. По прошествии нескольких лет исследователи попытались определить, какой способ получения новых знаний результативнее. Уже появились результаты экспериментов.
Электронная коммуникация очень отличается от «печатной». Нам привычно и уже комфортно воспринимать текст с экрана. Однако лингвисты считают, что человек не одинаково понимает текст с экрана и с бумаги. Просмотр и прослушивание контента тоже имеют разную эффективность.
Оказывается, что при разных способах потребления информации концентрация внимания разная. Это связано с подключением развлекательного мышления и склонностью к многозадачности при получении информации в цифровом формате.
Исследования доказывают, что обучение более эффективно при чтении с бумаги, чем при получении информации с экрана. При постановке простых задач, таких как определить основную идею в тексте или схематически изобразить основные выводы, испытуемые лучше справлялись с задачами, работая с печатным, а не с электронным тестом. Печатный текст также позволял лучше запоминать детали содержания материала.
И ученики начальной школы, и студенты университетов лучше справлялись с тестами на понимание прочитанного, если воспринимали материал в печатном виде. При этом они ошибочно считали, что лучше запоминают именно при работе с электронным форматом.
Чтение с бумаги лучше для концентрации, обучения и запоминания, чем чтение с цифровых носителей. Не в последнюю очередь это связано с тем, что исследователи называют «ментальной перспективой»: к цифровым текстам часто подходят с мышлением, подходящим для социальных сетей, подсознательно прилагая меньше усилий, чем при изучении печатных материалов.
А как насчет перевернутого класса и видеоконтента? Перевернутый класс стал отличным решением, когда очное обучение оказалось невозможным: суть в том, чтобы перед синхронным занятием дать участникам учебной программы подкасты и онлайн-видео для самостоятельного освоения.
Существует взаимосвязь между использованием видео вместо текста и привычкой читать. Там, где стал распространен видеоконтент вместо текстовых учебных материалов, участники эксперимента через 5-10 лет стали читать меньше (эксперимент проводился в США и Норвегии). С другой стороны, переход на видеоформат начал происходить в связи с отказом студентов читать учебный материал. В последнее время только 21% выпускников колледжей прочитывали заданный материал, а видео и аудио материалы были для них более интересными, поэтому осваивались, пусть даже и менее тщательно.
Какие выводы можно сделать? Не стоит исключать из учебных программ текстовые материалы вообще, как не стоит спешить и отказываться от бумажных носителей. Чтение – это труд, необходимый для усвоения материала, причем бумажные носители обеспечивают более глубокое восприятие. Однако если нужно, чтобы информацию освоило максимальное количество обучаемых, для подготовки к синхронным практическим занятиям предложите им простой и доступный видеоформат.
Чтение позволяет обеспечить максимальную концентрацию. Психологи доказали, что при чтении запоминается больше содержания, тогда как при прослушивании концентрация теряется.
Исследования фиксируют общие недостатки всех цифровых медиа, которые мешают обучению. Это:
- Снижение концентрации.
- Развлекательный образ мышления.
- Склонность к многозадачности.
- Отсутствие фиксированной физической точки отсчета.
- Редкое повторение пройденного.
- Ограниченное использование аннотаций.
Это вовсе не значит, что от цифровых форматов следует отказаться. Важно учесть существующие особенности обучения, чтобы подобрать форматы, максимально эффективные в вашем конкретном случае. Специалисты рекомендуют тщательно подходить к выбору формата, особенно там, где нужна умственная концентрация и размышления. Важно учитывать, что далеко не все носители информации равные для усвоения материала, даже если содержат одни и те же слова.