Как бы ни было грустно признавать, но изделия ручного труда, так называемый хендмейд, то, во что мастер вложил столько сил, труда, любви, души и сердца очень редко можно отнести к товарам первой необходимости.
Ну, может, только мёд, хлеб, сыр и прочие продукты. И то им не тягаться с крайне дешёвыми продуктами хлебокомбинатов и агрохолдингов. Промка всегда дешевле и когда наступает время затянуть пояса, вопроса за счёт чего не возникает.
Поэтому все мастера ручного труда в кризисные периоды не катаются как сыр в масле, не едят хлеб с маслом и чёрной икоркой. Да что там икра, иногда даже на маргарин не хватает.
В 2008 и 2020 году многие хлебнули лиха, 2022 показал, что в те годы была далеко не чёрная полоса. А так, мелкая разминочка. Так что в этом году придётся серьёзно думать о том, как выжить и сохранить на плаву своё любимое дело, свою работу, творчество и мастерские.
Если хорошо подумать, то можно выделить три базовые стратегии обеспечения дохода мастерам ручного труда:
1. Как ни парадоксально, но это снижение цен на свои изделия или хотя бы их консервация. Это очень трудно сделать даже психологически, так как на фоне роста всего, снижать цены, то есть обесценивать свои работы трудно.
Падать всегда тяжело. Знаю по себе.
Переход в эконом сегмент и снижение цен делается за счёт снижения общего качества работы (не в смысле гнать халтуру, а сокращать трудозатраты) и снижение себестоимости материала. Отказ от импортных материалов и комплектующих, отказ от упаковки. Сейчас сильно пострадали кондитеры - у них 70% всего импортное, а упаковка вообще боль.
Риски: приходится намного больше работать, гнать поток изделий и... есть риск при повышении цен остаться без клиентов вообще. Так как премиум клиенты не придут за дешёвкой, а повышение цены отпугнёт эконом.
2. Наоборот, повысить цены и уйти в премиум сегмент. Это тоже сложно сделать психологически, приходится в лицо называть человеку изначально завышенный ценник и глядеть на округлившиеся глаза.
Кроме того, тут придётся покупать самые дорогие материалы, работать над качеством, повышать трудоёмкость, то есть максимально показывать всем, что ты не дешёвка, стоишь дорого, прямо как ЛуиВиттон.
Плюсом будет больше творчества, меньше потока и работы в целом, больше возможный заработок.
Риск: можно не найти нужное количество состоятельных ценителей твоего творчества, а деньги, на которые можно жить да жить, будут вбуханы в дорогие работы.
3. Делать работы по той цене, которая устраивает лично мастера, а основной доход получать за счёт обучения. Обучение и мастер-классы, особенно детские, всегда приносят существенную прибыль в копилку мастера. Как известно, на детях родители не экономят, а приучить ребёнка к труду, показать специфику рукоделия, ремесла хотят многие.
Поэтому мастер-классы и их активный PR могут дать хорошие деньги для поддержания работоспособности мастерской. А изделия будут просто сопутствующим товаром. Даётся реклама в соцсетях (в основном органика), обзваниваются школы, ДК, творческие клубы.
Риск: такое работает только в крупных городах и населённых пунктах, в посёлках, деревнях, мелких городках сложно обеспечить должный поток желающих посетить занятие.
Какую бы стратегию вы не выбрали, главное, не опускать руки, а работать, работать и работать. Под лежачий камень... доллары не залетают.