Найти тему
Сергей Мороз

Зенитное орудие КС-30 системы Люльева

СССР, начало испытаний – ноябрь 1949 г.

Своими глазами

С.Г. Мороз

Созданные после окончания II мировой войны зенитные орудия, особенно тяжелые, для широких слоев любителей военной истории как-то остаются в тени их предшественников военных лет и пришедших им на смену ракет. Здесь я говорю не о тех, кто специально занимается этой темой и знает ее глубоко, а об остальных простых смертных, интересующихся этими вопросами, но не более. Таких, наверное, большинство, потому сегодняшний выпуск раздела «Своими глазами» им может быть интересен.

Об этом орудии я узнал где-то в 1970-х от своего отца, который служил на них срочную в конце 1950-х до того времени, когда их дивизион ПВО Краснознаменного Черноморского Флота не перевооружили зенитными ракетными комплексами С-75, оставив из ствольной артиллерии только мелкокалиберную для прикрытия пусковых установок и станций обнаружения и наведения. Но в то время лично я даже на картинке эту пушку не нашел (может, конечно, плохо искал, но так уж вышло), а увидел впервые воочию только в 2010-м в довольно неожиданном месте.

Зенитное орудие КС-30 советского производства в Музее авиации Министерства национальной обороны Чехии – 2018 г. Фото: С.Г. Мороз
Зенитное орудие КС-30 советского производства в Музее авиации Министерства национальной обороны Чехии – 2018 г. Фото: С.Г. Мороз

В 2010 году я впервые посетил Авиационный музей Кбелы Института военной истории Министерства национальной обороны Чехии (Letecké muzeum Kbely), будучи «вооружен» только что купленной цифровой фотокамерой Canon PowerShot SX100 IS – простенькой, но, как оказалось, с некоторыми техническими особенностями. Второй заход в 2018-м я уже делал с более мощным аппаратом Nikon D3100, но для съемки под теплым мягким солнышком и «мыльница» годится – оба раза дело было в сентябре по совершенно великолепной погоде.

Музей этот расположен в предместье Праги и по пути туда вышла некоторая заминка с пересадкой с метро на автобус. Если бы не добрая местная бабушка, понимавшая по-русски, долго бы мы искали нужную платформу из нескольких разбросанных далеко друг от друга на просторной загородной автодорожной развязке, а GPS у меня не было. Но язык – он не только до Киева доведет! Найти нужное место посадки в транспорт там непросто, зато всякий любитель авиации, кто эту трудность преодолеет и в этот музей попадет, будет вознагражден.

Музей интереснейший, ухоженный, с приветливыми, ненавязчивыми и говорящими по-русски (в то время, по крайней мере) работниками и при этом совершенно бесплатный. Что интересно, несмотря на рабочий день, там было довольно много народу, в том числе молодежи, особенно во второй половине дня, когда занятия в школах и ВУЗах кончаются.

О самолетах, которые есть там в изобилии и, что называется, всех времен и народов (ну не всех, конечно, но почти!) расскажу в следующих выпусках, а начну с того, что предназначено эти самые самолеты уничтожать. Зенитное орудие КС-30 в Авиамузее Кбелы стоит в глубине территории, но благодаря своим размерам видно отовсюду и неизменно привлекает внимание посетителей.

Вот так я увидел Зенитное орудие КС-30 Музее авиации Министерства национальной обороны Чехии – 2010 г. Фото: С.Г. Мороз
Вот так я увидел Зенитное орудие КС-30 Музее авиации Министерства национальной обороны Чехии – 2010 г. Фото: С.Г. Мороз

Из книг А. Широкорада и статей в Интернете я узнал, что пушка КС-30 была разработана как главный компонент артиллерийской системы ПВО под руководством Льва Вениаминовича Люльева в 1947 г. на заводе №8 Министерства вооружений в Свердловске. В посвященной этому орудию зарубежных источниках неизменно утверждается, что в проектировании была использована трофейная документация немецкой зенитки Flak40 калибра 128 мм. А у поляков вообще написано, что в разработке участвовали германскиеконструкторы с фирмы «Рейнметалл», привезенные из Дюссельдорфа. Тут я вообще не понял, как их в Союз-то занесло из своего городишки на самом западе Западной Германии в английской зоне оккупации? На музейной табличке просто указано, что советская пушка КС-30 подобна американской 120-мм зенитке. Вопрос, так ли это, я оставляю экспертам, а Вам, уважаемый читатель, предлагаю посмотреть на снимки орудия.

Впечатляет восьмиметровый ствол – дина его 8266 мм, что в калибрах равно 63,6. На табличке в музее значатся начальная скорость снаряда 970 м/ч (что соответствует числу Маха, равному 2,85) и досягаемость по высоте 19,5 км – это уже стратосфера. В то время у НАТО не было стратегических бомбардировщиков, способных летать выше, а именно для защиты от них была создана эта зенитка. Предельная дальность стрельбы по воздушной цели достигала 27 км. Как вспоминал мой отец, их дивизион стрелял активно-реактивными снарядамипо околозвуковым мишеням на высотах до 14000 м.

Длинный восьмиметровый ствол обеспечивал зенитному орудию КС-30 возможность сбивать самолеты противника на высотах до 19500 м. Фото: С.Г. Мороз
Длинный восьмиметровый ствол обеспечивал зенитному орудию КС-30 возможность сбивать самолеты противника на высотах до 19500 м. Фото: С.Г. Мороз

В литературе упоминаются разные типы снарядов для этого орудия весом от 15,6 до 33,4 кг, отец вспоминал, что в номенклатуре были в основном осколочно-фугасные, а взрыватель был радиолокационный. Вес гильзы с зарядом для самого тяжелого снаряда составлял 27,9 кг. Механизированное раздельно-гильзовое заряжание обеспечивало скорострельность 12 выстрелов в минуту при любом положении ствола. Горизонтальный клиновой затвор конструкторы сделали механический полуавтоматический, а досылатель предусмотрели гидропневматический.

Механизм раздельно-гильзового заряжание зенитного орудия КС-30. Фото: С.Г. Мороз
Механизм раздельно-гильзового заряжание зенитного орудия КС-30. Фото: С.Г. Мороз

Масса пушки КС-30 на походном колесном шасси для буксировки за тягачом АТ-Т целых 29 тонн, а установленная на треногий лафет она весит 23,5 тонны, из которых значительная часть приходится собственно на пушку с ее механизмами, которые должны быстро наводиться на скоростную цель по азимуту и углу возвышения. Для этого служат гидравлические приводы, каждый из которых имеет собственную электрическую насосную станцию, создающую рабочее давление в своей системе.

Гидравлические механизмы зенитного орудия КС-30 с электрической насосной станцией. Над лапой лафета – сиденье одного из двух наводчиков. Фото: С.Г. Мороз
Гидравлические механизмы зенитного орудия КС-30 с электрической насосной станцией. Над лапой лафета – сиденье одного из двух наводчиков. Фото: С.Г. Мороз

Наведение на высотную цель осуществлялось по данным прибора управления зенитным огнем (ПУАЗО) или станции орудийной наводки. Рассказывая о службе, отец не раз вспоминал, какое это было сложное «хозяйство», и как не хватало для его изучения нужной литературы. В ход пошли даже случайно найденные в кипе подготовленной к сжиганию макулатуры учебные пособия на английском языке – приведенные там схемы электрики и гидравлики оказались один к одному. Но марки радиолокационной станции орудийной наводки и оптического прибора управления зенитным огнем я тогда не записал, а сейчас за «засевшие в мозгу» СОН-4 и ПУАЗО-30 уже не поручусь.

Но помню, что они обеспечивали автоматическое или полуавтоматическое (с отработкой команд вручную) наведение восьми орудий одной батареи на одну цель или раздельное ручное наведение каждого орудия. Для этого используются гидравлические следящие приводы ГСП-130, а управляют ими следящие устройства электрические – сельсины. Для питания всех потребителей используются передвижные дизель-генераторы типа ЭСД-50 – если я правильно помню их было по три на батарею.

Расчет каждого такого орудия составляли десять человек.

Зенитное орудие КС-30 наводится по азимуту и углу возвышения гидравлическими следящими приводами ГСП-130. Фото: С.Г. Мороз
Зенитное орудие КС-30 наводится по азимуту и углу возвышения гидравлическими следящими приводами ГСП-130. Фото: С.Г. Мороз

Эти устройства требовали тщательного ухода, который занимал много времени, а небрежности они не прощали. Отец вспоминал такой позорный случай.

Дело было в конце 1950-х после учений, за которыми явно наблюдали с турецкого берега Черного моря. Дивизион «настреялся до изнеможения» и орудия готовились к техобслуживанию, когда под вечер (уже смеркалось) была замечена высотная цель, которую опознали как стратегический разведчик Боинг RВ-47 «Стратождет» ВВС США. По сигналу боевой тревоги единственная развернутая батарея дивизиона смогла привести в боевое положение только три пушки, которые, естественно, никого не сбили. Наутро на построении сообщили, что нарушитель был все же уничтожен таким же артиллерийским дивизионом уже на другой стороне Кавказа и упал в Каспийское море. Сей факт, подтверждение которому мне пока не удалось найти ни в нашей, ни в зарубежной литературе, командира дивизиона, по видимому, расстроил больше всего. Ну почему другие могут, а мы – нет?! И после этого последовал такой «разгон», которого отец не помнил за всю остальную службу. Ожидаемая передышка после учений обернулась многодневным авралом, после которого матчасть привели просто в идеальное состояние – в аккурат перед командой сдавать ее и приступать к переучиванию на ракеты.

Но о них, родимых, чуть позже, а пока еще пару слов о нашей пушке. Выстрел тяжелого зенитного орудия КС-30 дает немалую отдачу, которая воспринимается гидропневматическим тормозом отката и двумя тормозами наката пружинно-гидравлического типа.

Зенитное орудие КС-30 имеет гидропневматический тормоз отката и два пружинно-гидравлических тормоза наката. Тяжеловесными рядом с таким стволом они отнюдь не смотрятся – по крайней мере, на мой непросвещенный взгляд. Фото: С.Г. Мороз
Зенитное орудие КС-30 имеет гидропневматический тормоз отката и два пружинно-гидравлических тормоза наката. Тяжеловесными рядом с таким стволом они отнюдь не смотрятся – по крайней мере, на мой непросвещенный взгляд. Фото: С.Г. Мороз

В популярной литературе сказано, что установленное в боевое положение зенитное орудие КС-30 может наводиться по азимуту на все 360 градусов, а углы подъема ствола составляют от -3° до +88°, на музейной табличке последние цифры чуть другие – от -8° до +80°. Отец вспоминал, что на занятиях по матчасти им «доводили», что пушки КС-30 можно эффективно применять для противокорабельной обороны – как-никак, они все же были моряками, хотя и сухопутными, базируясь в Грузии, позиции были подготовлены у баз ВМФ СССР в Поти и Батуми, а также у поселка Самтредия. Также было сказано о возможности стрельбы по танкам противника, для чего можно использовать как штатные осколочно-фугасные снаряды (а все они имели и контактный взрыватель), так и некоторые, предназначенные для орудий полевой артиллерии того же калибра 130 мм. Но при этом он сказал, что сам в таких тренировках не участвовал и в своем дивизионе таких снарядов не видел.

Углы наведения по возвышению советского тяжелого зенитного орудия КС-30 теоретически позволяли применять его как противокорабельное средство и даже противотанковое со стрельбой прямой наводкой. Фото: С.Г. Мороз
Углы наведения по возвышению советского тяжелого зенитного орудия КС-30 теоретически позволяли применять его как противокорабельное средство и даже противотанковое со стрельбой прямой наводкой. Фото: С.Г. Мороз

Напоследок скажу – пушка КС-30 произвела на меня сильное впечатление. Насколько я знаю, была она на вооружении не только у нас в частях Войск ПВО СССР, сухопутных зенитных частей и флотских, но и поставлялась союзникам – тем же чехам, но не только. Значительная часть из выпущенных 738 таких изделий (а серийное их производство шло с 1954 по 1957 годы) пошла со складов резерва в конце концов Демократической Республике Вьетнам, где такие зенитки применялись для обороны от американских бомбардировок важнейших объектов – штабов, баз войск, аэродромов, транспортных узлов и складов. Американские историки отзываются о них традиционно пренебрежительно. И действительно ни одного случая уничтожения расчетами северо-вьетнамских КС-30 таких самолетов, как например, F-4, F-105, F-111, В-57 или тем более В-52 я не нашел, однако в их же литературе есть целый ряд свидетельств тому, как огнем тяжелых зенитных орудий удары по прикрываемым ими объектам полностью срывались.

Но время свое берет – на смену зенитным пушкам шли зенитные ракеты. На них мы тоже когда ни будь посмотрим, а пока обернемся назад и бросим прощальный взгляд на музейную КС-30 – классику артиллерии противовоздушной обороны.

Фото: С.Г. Мороз
Фото: С.Г. Мороз

Послесловие не в тему: а теперь давайте перенесемся из железного потока военной техники в потоки водные, где живет множество удивительных существ. И даже совершенно обычные на первый взгляд рыбки могут таить в себе загадки. Одна из них – слепая рыбка Astyanax mexicanus, о которой расскажет нам познавательный канал Кот-ученый