Найти в Дзене

Иллюзии: Чему Они Учат Нас о Восприятии

Законы гештальта могут играть первостепенную роль, но обучение, безусловно, играет второстепенную и важную роль. Предположим, что простая мелодия исполняется на пианино в присутствии Тины, двухнедельного младенца. Предположим, что у Тины практически не было опыта прослушивания музыки. Действительно ли она сейчас воспринимает мелодию примерно так же, как вы ее воспринимаете? Или она просто слышит много несвязных сигналов? Вы можете поместить себя в положение Тины в какой-то степени, представляя себя слушающим музыку другой страны, в которой используется тональная шкала и образцы гармонии, которые вам незнакомы. Когда вы впервые слышите песню, может показаться, что в ней мало или вообще нет шаблона. Однако, услышав это два или три раза, вы поймете закономерность. В той степени, в какой вы или Тина вообще можете услышать какой-либо паттерн на первой презентации, это, вероятно, связано с законами гештальта. Обострение восприятия при повторных презентациях можно отнести к обучению. Один из

Законы гештальта могут играть первостепенную роль, но обучение, безусловно, играет второстепенную и важную роль. Предположим, что простая мелодия исполняется на пианино в присутствии Тины, двухнедельного младенца. Предположим, что у Тины практически не было опыта прослушивания музыки. Действительно ли она сейчас воспринимает мелодию примерно так же, как вы ее воспринимаете? Или она просто слышит много несвязных сигналов? Вы можете поместить себя в положение Тины в какой-то степени, представляя себя слушающим музыку другой страны, в которой используется тональная шкала и образцы гармонии, которые вам незнакомы. Когда вы впервые слышите песню, может показаться, что в ней мало или вообще нет шаблона. Однако, услышав это два или три раза, вы поймете закономерность. В той степени, в какой вы или Тина вообще можете услышать какой-либо паттерн на первой презентации, это, вероятно, связано с законами гештальта.

Обострение восприятия при повторных презентациях можно отнести к обучению. Один из способов объяснить это обострение восприятия состоит в том, чтобы предположить, что паттерны стимуляция запускает цепные реакции в нейронах, расположенных в ассоциативных областях коры головного мозга. Каждый раз, когда предъявляется данный стимул, срабатывает один и тот же набор нейронов. Исследование канадского психолога Дональда О. Хебба предполагает, что повторяющиеся срабатывания формируют клеточную сборку, стабильную группу нейронов, которые снова и снова используются мозгом для создания представления внешнего паттерна. Шаблон, конечно, может быть довольно сложным. Если это так, то данная сборка ячеек может представлять только часть шаблон. Хебб назвал набор сборок ячеек, сгруппированных вместе, чтобы сформировать более крупный шаблон последовательностью фаз. Существование клеточных сборок помогает объяснить память о паттернах и объектах восприятия. Когда вы слышите мелодию или узнаете что-то, что видели раньше, вполне возможно, что срабатывает установленная сборка ячеек.