Найти тему
StopGame - Об играх интересно

История серии Alien Shooter, часть 1

Оглавление

А вы знали, что в истории серии Alien Shooter насчитываются целых три эпохи? Теперь будете знать. Представьте: на дворе 2003-й год. На диске с коллекцией игр вы обнаруживаете демо-версию Alien Shooter. После выхода Max Payne прошли 2 года, Valve вот-вот подсадит половину мира на вторую Half-Life — под словом «шутер» в те времена понимали трёхмерные сражения от первого или третьего лица. Но демо на диске предлагает простенькое 2D и вид сверху без каких-либо намёков на сюжет.

Первое знакомство

У Alien Shooter были достоинства, которые мгновенно влюбляли в себя. Например, лютые орды монстров, желавшие откусить герою лицо и поработить планету. Удивляло и количество врагов, и то, как каждый из них при смерти разлетался на кусочки мяса. А ещё разнообразный арсенал, позволявший всё это проворачивать под забойную музыку. В общем, Alien Shooter — это простенькая аркада о том, как бравый стрелок спасает мир от нашествия кровожадных орд.

За обилие кровоточащей плоти на экране игру в народе прозвали «симулятором мясоперерабатывающего завода». Структурирована она бесхитростно. Есть ряд уровней, следующих друг за другом, и на каждом надо выполнить несложные действия: дёрнуть рубильник, чтобы включить свет, заложить динамит и отбежать подальше, выстрелить в какую-нибудь штуку. Но решение задач изрядно осложняется теми самыми тварями, шныряющими вокруг. Они бывают разных видов, но мы не на уроке зоологии. Мясо и есть мясо. Зелёное — молодое и неопытное; жёлтое — чуть окрепшее; красное — зрелое, злое и жёсткое.

Чтобы расправиться с гадами, у героя в арсенале есть пара пистолетов с бесконечным боезапасом, помповый дробовик, револьверный гранатомёт, классика жанра — шестиствольный пулемёт, ракетница, штука, которая умеет замораживать, а ещё что-то бумкающее энергией, магматическая пушка и банальный, но очень эффективный огнемёт. У каждого ствола свой характер, а покупать новые надо за деньги. Откуда же герою их взять? Во-первых, их платят за прохождение уровней, во-вторых, и это важный для серии момент, здесь полно тайников!

-2

То есть вы сначала входите в помещение, зачищаете его от противных кусак, а потом пробегаетесь ещё раз, чтобы собрать всё пропущенное. И пока вы не уйдёте с уровня, на полу остаются не только лужи крови, трупы и куски мяса, но и дыры от пуль и других снарядов, гильзы, ошмётки ящиков и всякого лабораторного оборудования. Так что слоняться по уже разрушенным помещениям интересно. Это даёт чувство влияния на вещи вокруг. Ни дать ни взять элемент RPG!

Кстати, у героя есть четыре характеристики: живучесть, сила, скорость, меткость. Их назначение понятно интуитивно, кроме силы — она отвечает не за бой на кулаках, а за максимальное количество патронов. В самом начале можно выбрать, мужчиной или женщиной играть, и от этого будет зависеть стартовый бонус либо к силе и живучести, либо к скорости и меткости. И вот садишься ты такой «просто заценить», а через два часа, после первого прохождения встаёшь и спрашиваешь «Что это было?». Однако сейчас важнее другой вопрос: откуда вообще на наши головы свалилась такая радость?

-3

Куда уходят корни

Если говорить о происхождении Alien Shooter буквально, то ответом будет город Тюмень, где игру разработала отечественная студия Sigma Team. Основал компанию инженер Михаил Мурашов. В качестве дебютного проекта его команда решила сделать что-нибудь незамысловатое, а получилась, внезапно, легенда. Но вообще жанр top-down shooter, или shoot’em’up, уходит корнями в игровой палеолит. В зачаточном виде — в Asteroids, в чуть более серьёзном — в игротеку NES с её Jackal. Только там количество врагов на экране всегда было ограниченным в силу технических причин.

А в Alien Shooter герой сражается буквально с агрессивной биомассой. И другую подобную игру мы знаем лишь одну. Это Crimsonland. Бытует мнение, что Alien Shooter — это просто «качественное списывание у соседа», поскольку оба произведения ну очень похожи.

-4

Впрочем, авторы Crimsonland полностью отказались от декораций, если не считать текстуру земли за полноценное окружение. Здесь в их роли выступают уплотнения в движущейся массе врагов. В режиме прохождения на каждом уровне одна и та же задача: убить всех. Монстры возникают то странными группами, то рядком, то выползает паук с механикой гидры — убиваешь одного, вылупляются два поменьше. И каждый бой здесь — головоломка по поиску оптимальной стратегии.

Наконец, отлично понимая, что простая беготня по равнине от толпы голодных инопланетян будет скучной, разработчики Crimsonland ввели прокачку. Но не через характеристики героя, а через получение им в бою различных перков. Это позволило убить сразу двух зайцев: дать игроку приятное чувство прогрессии и спасти процесс отстрела агрессивной фауны от монотонности, приправив бои случайными бонусами. Из застреленных агрессоров могло выпасть оружие или аптечка, а могла, например, ядерная бомба. Или заморозка. Или слоу-мо.

-5

Эта, условно говоря, кампания служила обучением перед лютым замесом в режиме «Выживание», где все вышеперечисленные механики начинали работать вместе. Но главное откровение приходит тогда, когда смотришь на даты выхода Alien Shooter и Crimsonland — релиз обеих состоялся совсем рядом. Короче, совпадение, каких мало. В Alien Shooter, кстати, тоже был режим «Выживания», но он получился очень уж рутинным: оружия меньше, перков нет, враги куда менее разнообразные.

Вдобавок оба экшена распространялись по схеме «шароваров». То есть к вам в руки попадала демка, и вы могли играть в неё час или два, либо открыты были только первые несколько уровней, чтобы прицениться, а продолжать рубиться можно было уже за деньги. Пиратства тоже никто не отменял. И хотя начало 2000-х в России, мягко скажем, не было лучезарным, Alien Shooter стала феноменально популярной. Потому что, в отличие от навороченных шутеров, запускалась и славно работала на любом железе.

-6

В общем, Alien Shooter народ полюбил. Здесь было весело мочить полчища тварей, интересно искать секреты, перепроходить уровни с разными билдами, придумывать и искать оптимальные стратегии. Признание конвертировалось в стабильный рублёвый поток в офис Sigma Team, где авторы осознали, что поймали удачу за хвост и не зря оставили лазейку для развития наработок.

Alien Shooter: дополнения и продолжения

Следом за успешным релизом оригинала с разрывом где-то в год вышли две дополнительные кампании: The Experiment и Fight for Life. Обе представляли собой наборы по 5 новых карт. В желании сделать «больше и размашистее» авторы немного перегнули палку, из-за чего стычки стали ощущаться затянутыми. Вплоть до последнего уровня оригинальная игра как-то умудрялась находить баланс между сражениями и прочими занятиями. А на просторных картах стало очень легко заблудиться.

-7

Однако весело всё же было. И новые монстры были. И сопровождалось действо всё таким же годным саундтреком! В 2005 вышла полностью бесплатная «Тесей: Возвращение героя». По сути это демо Alien Shooter, хотя сюжетно — вроде как продолжение её событий. Интересных моментов в игре ровно два: игровой процесс вытащили на свежий воздух, да к тому же в деревеньку, а поверх этого добавили эстетику американского захолустья, что сказалось даже на музыке.

И пока фанаты обсуждали грядущую вторую часть, Sigma Team неожиданно выпустила спин-офф с девизом «MORE BLOOD MORE BLOOD». Речь, конечно, о Zombie Shooter. Возвращаясь к разговору о том, как работает популярность и народная благосклонность: в Zombie Shooter огромное количество проблем, а в Steam у игры всё равно очень положительные оценки. Так что извините за дальнейшую критику.

-8

Первое, за что цепляется взгляд, причём буквально, — это новый визуальный стиль. Alien Shooter была простенькой: серо-синее и стерильное окружение, на котором очень контрастно выделяются яркий окрас врагов, кровь, дыры от пуль и прочий дестрой. Zombie Shooter сказала: даёшь мрачный реализм! И превратила окружение в вязкую кашу из пикселей, в которую были обращены и противники. Так что читаемость картинки упала в разы. Особенно благодаря тарантиновскому литражу крови.

Сами зомби тоже получились странными. Инопланетные твари хотя бы умели быстро бегать, а тут вышло так, что медленным, тупым, но впитывающим уж очень большие дозы свинца умертвиям пришлось выдать оружие. И они стали подозрительно метко и далеко палить. Ещё глубже баланс закапывается тем фактом, что авторы не нашли ничего интереснее, чем снова заваливать героя ордами мертвечины. Единственное позитивное изменение — оружие разрешили улучшать, чтобы продлить работоспособность того же дробовика, если вам он нравится. Арсенал, кстати, оставили прежним, хотя добавили дискомёт — весьма прикольный ствол.

-9

Как для развлечения формата «беги-стреляй», у Zombie Shooter были свои достоинства. Например, игроков вели по разнообразным локациям, что позволило отвести душу после стерильных лабораторий. Вдобавок игра подготовила почву для пришествия великого сиквела. Но об этом — в продолжении нашего рассказа.