Всем неопытным шахматистам тренеры из занятия в занятие неустанно повторяют: «Не спешите! Подумайте! Куда вы торопитесь?! Поищите еще возможности!» и т.д. и т.п. С чего бы это? Ведь так хочется побыстрее закончить начатую серию разменов или скорее пошаховать раскрывшегося короля, или … да много чего хочется сделать побыстрее! Ведь мы это уже обдумали заранее, так чего же время терять??? Оказывается, всё не так просто…
Представьте, что вы – мальчик лет 7-10, живущий в деревне. Вы забрались в соседский огород (опустим этические моменты, всем в детстве хочется «пошалить»), где произрастает множество плодовых деревьев, кустарников, ягод. Времени у вас не очень много, чтобы сорвать что-нибудь вкусненькое, так что полакомиться получиться только чем-нибудь одним. С вашего места у забора мало что видно, и вот вы замечаете в дальнем углу мелкую красную смородину и со всех ног мчитесь туда. Набегу, вы наступаете на огромную спелую клубнику, запинаетесь о дыни на грядке, пролетаете мимо деревьев со сладкой черешней и абрикосами, продираетесь сквозь колючие кусты малины и крыжовника. Но вот вы подбегаете к заветной красной смородине и тут… вас за ухо хватает хозяин!
Оказывается, он заметил вас где-то в середине вашего путешествия по его садовому участку и заранее поджидал вас, вычислив, куда вы направляетесь…
«К чему этот забавный рассказ?», – подумаете вы. А к тому, что частенько в шахматах бывает то же самое. Подвернется неопытному шахматисту возможность поменять одним махом несколько фигур – и он рубит, не задумываясь, одну за одной, хотя мог бы в середине разменов дать шах «в промежутке» и остаться с кучей лишнего. Или, того хуже, погонится за выигрышем пешечки (а может чего и покрупнее), а его – хвать за ухо, и поймают на вилке.
Мы призываем вас, даже если вы всё рассчитали, после каждого хода, хотя бы мельком проверять, не появилась ли какая-нибудь новая возможность. Чтобы не разглагольствовать дальше, перейдем к примерам.
В позиции на диаграмме 350 белые так обрадовались, что могут выиграть ферзя на связке, что за секунду пошли 1.Лd7?
Если бы они подумали хоты бы минутку, то тут же отказались бы от этого хода, так как их ждало страшное разочарование 1…Сd4!
«Перекрытие»! Неожиданно выясняется, что «расшалившуюся» ладью поймали за ухо в чужом огороде! Белые несут потери.
Позиция №351 взята из партии Стейниц – Гиршфельд. Черные, имея материальный перевес, предлагают размен. Но чемпион мира сделал сильный «промежуточный» ход 1.Кh5!
Теперь черные действительно разменяют ферзей, но попутно потеряют фигуру: 1…Фd3 2.Кf6+! (Шах – лучший «промежуток»!) 2…Крg7 3.cd. Уже материальный перевес на стороне белых.
Пример 352 из партии Майлс – Мартин (1977г.). Белые первым же своим ходом подставили под бой пешку 1.а4!
«Почему бы не срубить?», - подумали черные, – «тем более, что уходить слоном всё равно нельзя, теряется пешка с6». 1...Са4 2.Фа3! Сb5
«Ну и что, отойдем» 3.Лb5! Фа3
«Приятный размен, если срубят ферзя – я срублю ладью», – решили черные. Но белые не стали торопиться, а пошли 4.Лb7+!
«Промежуточный шах» убирает ладью из-под удара 4…Лf7 5.Лf7 Крf7. И только теперь 6.ba, оставаясь с лишней фигурой.
Вот как сильно может всё изменить один "промежуточный" ход!
А теперь предлагаем от учебных примеров перейти к рассмотрению партий, в которых один или несколько промежуточных ходов изменили весь ход борьбы. Начнем с наивной, но поучительной партии неизвестных шахматистов:
1. e4 e5 2. d4 ed 3. c3 dc 4. Сc4 cb 5. Сb2
«Северный гамбит», в котором ради быстрого развития белые жертвуют 2 пешки
5...Сb4 6. Кd2 Фg5?
Черные думали, что так они избавятся от проблем. «И защита и нападение, да еще и угроза размена, что может быть лучше!», – решили они
7. Кgf3! Фg2 8. Лg1 Сd2
«На любой «сруб» что-то проигрывается – прекрасно!»
9. Крe2!!
Каков «промежуток»! Белые рубить не торопятся!
9...Фh3 10. Фd2
Удивительно! Впечатление такое, будто ходили одни белые. Кроме ферзя, все черные фигуры на начальных позициях. Ничуть не странно, что игра заканчивается через несколько ходов
9...Кf6 11. Сf7! Крd8 12. Лg7 Кe4 13. Фg5! (А вот и мат) 13...Кg5 14. Сf6#. Сильно смотрится!
Теперь – серьезная партия.
Чом – Флеш (Сомбатхей, 1966г.)
1. e4 c5 2. Кc3 e6 3. g3 Кc6 4. Сg2 Лb8
Стандартный приём в закрытом варианте сицилианской защиты. Ладья поддерживает движение пешки «b», пока белые не борются за центр
5. Кf3 b5 6. O-O b4 7. Кe2 Кf6 8. d4
Белые некорректно жертвуют пешку, вскоре они в этом убедятся
8...Кe4 9. Кe5 Кe5 10. de f5!
Не годилось 10...d5, ввиду 11.f3 Кg5 12.h4
11. h4
С угрозой 12. f3
11...Сa6 12. Кf4
Ради шаха на «h5» белые отдают ладью
12...Сf1 13. Фh5 g6 14. Кg6
Белые полагали, что выигрывают. На 14...hg последует 15. Фg6 Кре7 16. Сe4. Но последовал тонкий «промежуточный» ход
14...Сe2!
Неожиданно, слон, который почти погиб, нанес отвлекающий удар, после которого черные отбивают атаку и остаются с лишней ладьей.
15. Фе2 hg 0-1!
Вот что значит вовремя остановиться и не срубить!
И напоследок, пример из творческой лаборатории автора.
Чекирякин - Ширяев (Новокузнецк, Первенство области до 14 лет, 1999г.)
1... Кe4!
Интересная комбинация на взаимное уничтожение фигур, в результате которой белые остаются без пешки. Она основывается на серии промежуточных ходов, без которых черные не смогли бы осуществить подобный замысел
2. Сe7 Кc3!
Раз «промежуток»!
3. Сd8 Кd1 4. Сc7?
Необходимо было согласиться на 4-х ладейный эндшпиль без пешки 4. Лed1 Лfd8
4... Кf2!
Два «промежуток»!
5. Крg1 Кd3 6. Сd6 Лfd8!
Три «промежуток»!
7. Сe7?
Лучше уж было остаться без «качества» 7. Сg3 Кc1 8. Лc1, хотя и здесь у черных решающий перевес 8...Лd4 9. c5 Лd2 10. b4 Лa2 11. c6 f6!
7...Кe1 8. Сd8? Кd3!
Четыре «промежуток»!
Белые остаются без фигуры. К сожалению, в те времена партии игрались без добавления времени за каждый ход. А дело было уже в сильном цейтноте. После дальнейших приключений на падающем «флажке» партия закончилась вничью.
Смысл раздела на удивление прост – не торопитесь! Проверяйте после каждого хода, какие возможности появились. Иначе промчитесь мимо куста с черешней, погнавшись за мелкой смородиной))
Задания для совместного решения с преподавателем
Подсказки
№356 – белый ферзь слишком далеко забрался. Нужно наказать [4, c 102]!
№357 – могут ли черные погрозить матом на 1.еf – Cf3 [4, c 104]?
№358 – ох, что-то опасно… Ищите «промежутки» [4, c 103].
№359 – белые только что срубили пешку на «с6». В чью пользу комбинация?
Дополнительное задание: рассмотрите теоретический вариант атаки Раузера в Сицилианской защите – 1. e4 c5 2. Кf3 Кc6 3. d4 cd 4. Кd4 Кf6 5. Кc3 d6 6. Сg5 e6 7. Фd2 Сe7 8.O-O-O O-O 9. f4 h6 10. Сf6 Сf6 11. Кc6 bc 12. Фd6 Фb6 13. e5 и найдите за черных 5 (!!!) промежуточных ходов, прежде чем убрать слона, позволяющих получить отличную позицию, хотя и без пешки.
Понравилась статья? Ставьте лайк, а также заглядывайте на наш телеграмм-канал, где вы найдете решения из рубрики "Задания для совместного решения с преподавателем": https://t.me/chesschamion42.
Заходите в гости и к нам на ютуб, где вас ждём много интересных видео: https://www.youtube.com/channel/UC95GCTBXh1hY8qtgnjbqd0Q.
#детские шахматы #шахматы для всех #шахматы #шахматный клуб чемпион #шах и мат #шахматные уроки #тренер по шахматам #обучение шахматам #игра в шахматы #шахматы кузбасс