Найти тему

Надо ли развивать таланты? Вопрос провокационный, конечно)

Раскрытие Гениальности в Семейном образовании:
https://www.instagram.com/aleksandra_4e_co/
---------------------------------------------------------

Если вы смотрели мои сторис, то в курсе, что Агата и Макар поучаствовали в концерте, а потом и в записи. Всё это вышло случайно и не было целью детских занятий музыкой. Хотя, не скрою, выступления очень много дают юным музыкантам: и подготовка, и волнения, и выйти вовремя и спеть в музыку, когда от нервов голос не слушается. А уж запись - отдельная история, где отдачу сразу не видно, а лишний раз даже вдохнуть нельзя, шевельнуться (всё слышно в микрофонах) и недайбох вступишь не вовремя - вся запись насмарку.

Здесь я могу вам показать много моментов, замеченных мною и касающихся всевозможных сомнений по поводу хоумскулеров и социализации. А уж касаемо деревенских хоумскулеров- сплошное крушение мифов, что это дети, которые будут прятаться за мамину юбку до армии.

На всякий случай напомню, что мы живём вдали от города, и дети наши выезжают в цивилизацию раз в неделю, а летом обычно вовсе не выезжают. С осени по конец апреля здесь нет людей. Два домика, которые ещё зимуют, наш папа, приезжающий периодически из Питера и пара дачников, сидящих здесь до снега, - всего человек 6-7, которых за неделю можно не встретить ни разу. Но сегодня не про социализацию.

Меня часто спрашивают, как я увидела музыкальные способности у детей. Знаете, наш педагог по музыке, композитор и заслуженный артист и тд., говорит, что не нужно никаких специальных способностей, чтобы заниматься музыкой. В его группы ходят дети с года. Он также занимается с особенными детьми. И он вообще ничего не говорит про способности.

И я, когда предлагала детям эти занятия, вообще не думала ни о талантах, ни о том, у кого что развивается. Занятия импровизацией - а именно так они называются - были просто для ознакомления с инструментами, со звуком, с ритмом. Мы ж в деревне, как ещё детям узнать, в филармонию не ездим.

И все дети по несколько раз отказывались заниматься. И каждый раз я внутри негодовала: вот если б мне в детстве предложили такие занятия, где нет никакой обязаловки! Но я отслеживала свои чувства и старалась детям не транслировать. Я ведь помню, как холодно было в балетном классе, как скучно, как невыносимо хотелось домой.

И потому каждый раз спрашивала у детей, хотят ли они заниматься. Нравится ли им. Чтобы они всегда знали, что можно отказаться, что это занятия для них, а не наоборот. Макар три года просто сидел на ручках у меня (мамы тоже участвуют в занятиях), хотя ходить хотел. Агата первый раз зашла, увидела бороду наставника, устроила ор и ушла. Вернулась через три года. Сеня бросал три раза и закончил тем, что сидел в коридоре под дверью и отбивал ритмы лажонями по коленям.

Забавно, что при таком «несерьёзном» подходе Агата участвовала уже в двух концертах и двух записях. Одна из них - запись онлайн-выступления с детьми-аутистами.

- Как вы заставили Макара выступать? - Спросила моя мама.

Любопытно, что дети, растущие в глуши как будто лишены шансов участвовать во всяких выступлениях или должны всего бояться.

Макар, просидевший на занятиях практически молча три года, научился очень многому. Он всё это время слушал и наблюдал. Он фантастически точно попадал в музыку дождевой палкой на концерте (хотя на репетиции ему давали другой инструмент). Он был собран и спокоен на записи. Ему даже в голову не пришло расстроиться, что а записи ему не разрешили петь (тонкий голос, не вписывался в строй взрослых). «Я знаю» - сказал Макар. И всё.

Надо ли развивать в детях таланты? Можем ли мы видеть их особенные склонности, то, к чему они стремятся? То, что внутри у них заложено и требует воплощения? Что бы было, если 6 я решила, раз Макар не музицирует, а сидит на коленях, значит, музыка - это не его?

Или подумала «он у нас стеснительный». Мама моя в детстве говорила про сестру, оправдываясь за неё: «она у нас дикая».

Если бы я залепила свою печать, штампанула, повесила бирку, что Макар такой, не такой, не способный, дикий, необщительный, то что? Он не говорил своё имя на занятиях два с половиной года, когда каждое занятие начиналось со «знакомства». Если бы я решила, что это важно, что это признак того, что надо искать и развивать что- то другое, то не было бы у него того, что есть сейчас. Того, что зажигает его, что даёт ему возможность расти и воплощать свои внутренние порывы.

Агата наоборот. Она охотно пела и играла. И сочиняла на флейте, и импровизировала вместе с педагогом. Ещё пошла на вокал два года назад. У неё способности. Очевидно же.

Вы понимаете, к чему я клоню? Надо развивать. Раз в неделю - это мало. Это очень мало для ребёнка, у которого «данные». Что это за занятия - импровизация? Где знание нот? Где гаммы, этюды, мелодии? Как измерять её результаты? Ведь нет оценок, нет отчётных концертов, нет классов, в которые она может переходить. Если смотреть с привычной, стандартной «колокольни», то музыка - это же труд. Это совсем не «хочу - занимаюсь, не хочу - не занимаюсь». Способности надо развивать!

Спросите меня, что было бы, если бы я начала активно пихать Агате занятия, педагогов, музыкалку, курсы, ноты, инструмент. Что было бы, если бы я отнеслась «достаточно серьёзно»? Остался бы огонь? Не пропала бы страсть?

И вот, учебный год кончился, концерт прошёл, следом запись, я вздознула с облегчением, что не надо возить. Дети обычно уже в мае начинают мечтать о том, что летом не будут ездить на занятия (это не значит, что в августе они не начнут мечтать об обратном). И вдруг в моей голове червячок: надо заниматься. Ну, это ведь способности, если их забросить на три месяца (а у нас в сентябре море, так что на 3,5), то всё. Всё. Угаснет. Утухнет. Всё зря. Надо хоть немного, хотя бы вокал...

И увидев у себя эти мысли, я безжалостно наступила на червячка ногой, я расплющила его, потому что вспомнила, что главное - желание.

Страсть. Охота. Исследование. Интерес.

Даже если они потом не вспомнят ни разу и больше не захотят, даже если так - то ведь этот период был. Они его проживали. Они в нём росли.

Вряд ли можно сказать, что зря. Совершенно точно, нет. Разве можно зря три года ходить и слушать музыку, наблюдать, как играет мастер, быть во внимании настолько, что не сказать ни слова?

Мы просто привыкли, что все занятия ради какого- то будущего, способностей, развития, вложения. Измеримого результата.

А у ребёнка было «сейчас». Нам может быть страшно, что «больше не развили», а он взял своё и пошёл дальше.

Автор статьи: Александра Чернявская.

Всё об особенном подходе в семейном образовании: страхи, мотивация, сдача аттестаций, среда самообучения в моём Инстаграмм.

Подписывайтесь: https://www.instagram.com/aleksandra_4e_co/

#семья #семейное образование #обучение детей #обучение онлайн #семейные отношения