В строительство этой железной дороги были вложены огромные средства, которые пожертвовали сотни тысяч человек. Ее протянули в рекордно быстрые для того времени сроки. Однако по назначению магистраль прослужила менее десяти лет и до сих пор в полной мере не восстановлена.
Собирали всем исламским миром
Весной 1900 года на Ближнем Востоке стартовал один из крупнейших железнодорожных проектов в регионе, инициатором которого выступила Османская империя в лице султана Абдул-Хамида II — последнего полновластного правителя этого государства. Преследуя религиозные, политические, военно-стратегические и экономические интересы, было решено протянуть стальную магистраль от Дамаска до Медины и Мекки.
Основной целью этой стройки в прессе того времени называлось облегчение паломничества в священный город мусульман. И, действительно, вместо 40 дней пути, на поезде добраться до места можно было бы в восемь раз быстрее.
Сама идея создания Хиджазской железной дороги возникла еще в 19 столетии, но тогда из-за технических трудностей инициативу решили отложить. К тому же эта грандиозная задумка требовала немалых вложений. В итоге, был объявлен сбор пожертвований. Их делали практически все — от рядовых граждан до султана. А госслужащих обязали передавать 10% от своей зарплаты. Более того, откликнулся исламский мир, и деньги на воплощение этой идеи поступали из самых разных стран.
Шедевр инженерной мысли
Проект разрабатывался при поддержке коллег из Европы. В частности, техническими работами руководил немец. Под его началом трудилось 34 специалиста, половина из которых — представители Османской империи. В общей сложности на объекте задействовали порядка 7 тыс. человек, преимущественно солдат.
Дорогу решили сделать узкоколейной (1050 мм) и проложить по действующим тропам. Для уменьшения шума от проходящего поезда на некоторых участках под рельсы стелили войлок. Делалось это по личному указанию османского султана, дабы проявить уважение к святым землям. Помимо самой дороги, строителям пришлось возводить огромное количество искусственных сооружений, включая многочисленные тоннели и мосты разной длины. Последние делали, как правило, каменными в форме арок.
Станции обустраивали практически через каждые 20 км. Причем, некоторые из них становились настоящими произведениями архитектуры (некоторые сегодня превращены в музеи). Это касается в первую очередь вокзалов в крупных городах. Саму же дорогу называли шедевром инженерной мысли.
Несмотря на трудности
Через три года после старта кампании линия дошла до Аммана, а в 1908-м достигла Медины (до Мекки через Джидду ее не дотянули). Причем, на заключительных участках, учитывая святость земель, пришлось обойтись без инженеров из Европы. Реализация столь масштабного проекта (1320 км) всего за восемь лет поразила в то время многих. Особенно, если учесть трудности, с которыми пришлось столкнуться по ходу работ. Помимо особенностей рельефа местности и погодных условий, одной из них являлась нехватка воды, что требовало бурения скважин.
Немало проблем доставляли бедуины, пытавшиеся всячески помешать реализации проекта. Им не хотелось терять доходы, которые они имели, предоставляя безопасный проход паломникам. Поэтому пришлось организовывать дополнительные силы, чтобы сдержать набеги противников на строителей.
Из Дамаска в Медину за пять дней
Появление дороги дало мощный толчок развитию городов, расположенных вдоль магистрали. К 1914 году каждую неделю организовывалось три рейса из Дамаска в Медину и обратно. Беспрерывный путь в итоге занимал 72 часа, но из-за частых остановок он растягивался на пять дней. Совершить хадж могло уже значительно больше людей, чем раньше. Локомотивы поставлялись из Германии, Бельгии и Швейцарии. А сотни вагонов (1-3 классов), включая молитвенные, изготавливали, в том числе в мастерских Стамбула.
Так совпало, что в год открытия дороги один из главных ее идеологов, султан Абдул-Хамид II, был свергнут в результате младотурецкой революции, что ознаменовало начало конца огромного государства.
Дорога, которой нет
Во время Первой мировой войны отдельные участки узкоколейки пришли в негодность, а после Мудросского перемирия, подписанного Великобританией и Османской империей в октябре 1918-го, произошло разделение последней. Таким образом, железная дорога оказалась на территории отдельных стран.
В некоторых местах (в той же Сирии) она сохранилась и действовала десятилетия; где-то ей пользуются до сих пор — проводилась реконструкция и модернизация. А на отдельных участках «железка» попросту исчезла, как, например, в аравийской пустыне южнее Аммана — в наши дни там можно встретить ржавые поезда, лежащие среди песков. Частично путь был разобран бедуинами, которые продавали рельсы на металлолом.
В 1955 году Сирия, Иордания и Саудовская Аравия вели переговоры о возобновлении сообщения. В 1978-м планировали на месте прежней построить дорогу с шириной колеи 1435 мм; поднималась тема и в 2008 году. В 2010-х появилась информация о намерении Турции восстановить маршрут, однако пока подобные планы остаются нереализованными. Между Меккой и Мединой в 2018 году запущена высокоскоростная железнодорожная магистраль.