Часть 2.
Ремонтная.
Предыдущая часть про заводские окраски Ту-134А находится здесь.
Другие статьи цикла были посвящены особенностям внешнего вида Ту-154, часть 1 и часть 2 и Ил-62, часть 1 и часть 2.
В процессе эксплуатации, ремонт самолетов Ту-134 производили два завода: с 1972 года завод №407 в Минске и с 1977 завод №412 в Ростове на Дону. В момент ввода нового стандарта окраски образца 1973 года ремонт осуществлялся только на заводе №407. Введение стандарта на самых первых отремонтированных самолетах, по всей видимости, происходило экспромтом, так как расположение надписей и знаков на машинах, прошедших ремонт в 1974 году, заметно отличалось как от серийных машин, так и от вида машин, отремонтированных позднее.
В дальнейшем ремонтная окраска Ту-134 приобрела почти единообразный вид с заводскими машинами. Но при пристальном рассмотрении сразу видно два отличия. Первое: размер надписи «Аэрофлот» на фюзеляже. У ремонтного варианта надпись крупнее.
C введением изменений в стандарт в 1978 году, изменился и вид самолетов, проходивших ремонты. Шрифт написания регистрационного знака стал округлым, аэрофлотовская «птица» стала больше размером и перенесена ближе к пассажирской двери.
Размер же надписи «Аэрофлот» в ремонтном варианте по-прежнему оставался большим. Вот как выглядит сравнение шрифтов, и как можно было отличить новый самолет от отремонтированного:
В 1981 году стандарт окраски образца 1973 года снова претерпел изменения. Шрифты номера опять стали прямоугольными, но меньшего размера. Меньшего размера стали и надписи на фюзеляже.
При этом очень интересно отметить, что при прохождении ремонтов, машины по 65903 включительно, получали «ливрею» образца 1978 года, а, начиная с 65904 - «ливрею» образца 1981 года. Почему так происходило, я не знаю.
В 1986 — 1988 гг. в Советском Союзе происходил эксперимент по обновлению стандарта окраски самолетов Аэрофлота. Обновление коснулось нанесения двух широких горизонтальных синих полос на вертикальное оперение и уменьшение размеров флага СССР. В рамках обновления на авиаремонтных заводах было окрашено по нескольку самолетов следующих типов: Ан-8, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-72, Ан-124, Ил-18, Ил-76, Ту-134, Ту-154, Як-42. В серии Ту-134 синие полосы были нанесены на пять Ту-134 Архангельского, Белорусского, Латвийского управлений, а также 235-го отдельного авиаотяда №№ 65084, 65701, 65870, 65904, 65914.
Обратите внимание на эти две фотографии: даже при нанесении экспериментальной «ливреи» на авиаремонтном заводе на Ту-134Б нанесли регистрационные знаки старого образца — круглые, и надпись «Аэрофлот» большим шрифтом, а на Ту-134А-3 — знаки нового образца, прямоугольные, а надпись «Аэрофлот» маленьким шрифтом.
В 1988 году министерство гражданской авиации Советского Союза заключило договор с ирландской фирмой, согласно которого самолеты Аэрофлота СССР, преимущественно для ЦУМВС, стали проходить перекраску в ирландском аэропорту Шеннон. И хотя при этом ирландской стороне была передана вся необходимая документация, самолеты, окрашенные в Шенноне заметно отличались по внешнему виду размером и типом шрифтов, размером флага СССР на киле и рядом других нюансов.
Обратите внимание на заметные отличия ирландского варианта от советского.
Спасибо за внимание!