Завод крепёжа и пружин для автопрома СССР в Белебее (Башкирская АССР) был возведён за четыре года и начал выдавать продукцию в начале 71-го года. Причиной его возникновения стало строительство ВАЗа в Тольятти, куда и должен был поставлять метизы завод под названием «Автонормаль».
Как и другие заводы советского автопрома, он прошёл все перипетии перестройки, вхождения в «дикий» капитализм и трудностей конкурентной борьбы.
Что помогло предприятию выжить?
Постоянное освоение новых изделий
Первые десять наименований крепежа были отправлены на ВАЗ в 70-м году. Сделали их на временной площадке цеха автоматов. В следующем году «Автонормаль» мог обеспечивать тольяттинский гигант метизами и пружинами полностью. Спустя три года был получен заказ с КамАЗа, для которого к 75-му году научились делать всё необходимое.
Позднее среди потребителей белебеевских метизов были почти половина заводов советского автопрома. Снижение выпуска автомобилей в 90-е годы, способствовало освоению крепёжа для тракторов и железной дороги. Уделялось внимание выпуску различных саморезов для металла и дерева, которые полюбились строителям новой России.
Качество изделий
С начала производства заводчане трепетно относились к качеству изделий. В 97-м году на заводе внедрили стандарты качества международного образца. Спустя шесть лет, по итогам аудита германскими специалистами, белебеевская система качества получила международное признание. Успех был закреплён через три года французами.
В настоящее время все изделия завода сертифицированы в соответствии с требованиями Таможенного союза. Коллектив научился делать крепёж для самолётов, автомобилей Форд, вооружения и медицины. Белебеевская продукция применяется на заводах Прибалтики, Украины и других стран СНГ.
Собственное станкостроение и инструмент
До 78-го года обновление оборудования на «Автонормали» производилось за счёт покупки его за рубежом. Этот год ознаменовался запуском собственного производства станков. Белебеевские станки стали успешно замещать импортное оборудование. Так ещё в СССР белебеевцы осваивали актуальное сегодня импортозамещение.
Качественный инструмент в Белебее тоже научились делать в объёмах, позволяющих закрывать все свои потребности, и организовать сбыт. В тяжёлые времена это помогало осваивать новую продукцию, обеспечивать занятость персонала и успешно решать задачу выживания предприятия в условиях экономического спада.
Автоматизированные производственные системы
Для оперативного решения вопросов подготовки производства, менеджмента и изготовления качественных изделий на заводе были внедрены организационные системы на базе компьютерных технологий (АСУ). Это позволило различным специалистам и руководителям завода одновременно участвовать в управлении процессами, проводить их оптимизацию в выгодном направлении.
АСУ позволила не только видеть процесс производства во времени, но и своевременно вносить в него корректировки, позволяющие в срок выполнять договорные обязательства. Обеспечили сокращение складских остатков, оптимизацию потоков ресурсов и финансов, что способствовало уменьшению затрат.
Непрофильная продукция
В Новой России завод не всегда преуспевал, были тяжёлые времена. Выручила поддержка государства в освоении новых, не свойственных заводу, изделий. Ими стали метизы для авиации, крепёж высокой прочности для военных и изделия для медицины. Это новая страница в истории завода, которая позволит уверенно идти вперёд.
Каждое направление связано с импортозамещением. Самолёты собирают с применений надёжного крепежа, который пытались покупать за границей, но нарвались на санкции. Аналогичная история с прочными метизами для вооружения. Изделия для суставных и зубных протезов востребованы россиянами сотнями тысяч штук. Всё это делают в Белебее.
Перечисленные условия успеха не возможны без главной причины успеха, которой является работа квалифицированного, целеустремлённого и уверенного в себе коллектива завода, который в настоящее время носит имя ОАО «БелЗАН». Он устремлён в будущее, успешно преодолевает вызовы времени и стремительно развивается, занимая более 60% российского рынка и уверенно осваивая зарубежные.
#авто