Когда мы говорим о Land Rover, на ум сразу приходит легендарный внедорожник Defender или же роскошные Range Rover, так популярные у нас в стране.
Но Land Rover также разработал несколько грузовиков с бескапотной компоновкой. Один из них называется Llama, и очень вероятно, что о его существовании вы могли даже не знать.
Первым Land Rover бескапотной компоновки стал Series IIA FC. Он был основан на внгедорожнике Series IIA (предшественник Defender) и впервые представлен в 1962 году.
Land Rover построил менее 2500 таких автомобилей, а часть из них превратились в пожарные автомобили.
Обновлённая версия Series IIB FC появилась в 1966 году. Грузовичок получил усиленные оси с широкой колеей и передним стабилизатором поперечной устойчивости, а также опциональный дизельный двигатель.
Land Rover Series IIB FC производился до 1974 года. К тому времени Land Rover уже представил свою третью модель с бескапотной кабиной — 101 Forward Control.
В отличие от IIA и IIB, 101-ый производился исключительно для британской армии и не был доступен для широкой публики.
Land Rover начал разработку модели 101 в 1967 году, но производство началось только в 1972 году. Их выпускали до 1978 года, но 101-е оставались на службе до до 1990-х годов, когда им на смену пришли Defender и Steyr-Puch Pinzgauer.
Но незадолго до этого Land Rover разработал еще один бескапотный грузовик, который должен был стать преемником 101-му. Он получил название Llama.
Одна из причин, которая привела к появлению Llama, была связана с реструктуризацией, которую британская компания пережила в 1980-х годах.
Когда производство автомобилей Rover покинуло завод в Солихалле, Land Rover закрыл свои заводы в Бирмингеме и объединил все производство под одной крышей.
Этот шаг привел к созданию Подразделения специальных транспортных средств, с помощью которого Land Rover хотел сократить объем специализированной работы, которую он передавал другим компаниям.
Компания также хотела получить часть рынка тяжелых внедорожных грузовиков, на котором в то время доминировал Mercedes-Benz Unimog, поэтому британцы решили разработать Land Rover, способный перевозить тяжёлые грузы.
Но в то же время Land Rover не хотел делать его с нуля, поэтому в качестве основы он использовал только что представленный Defender.
Правда в отличие от 101 Forward Control, который предназначался только для использования в военных целях, 110 Forward Control также должен был иметь гражданскую версию.
Проект Llama начался в 1985 году с модифицированного шасси Defender 110, в котором около 85% компонентов были такими же, как у серийного внедорожника. Правда раму усилили, сделав из более толстой стали.
Точно так же подвеска Defender получила сдвоенные задние рессоры для увеличения грузоподъемности до 1,75 тонны, а оси, сделанные специально для грузовика, были на 300 мм шире.
Кабина из стекловолокна могла откидываться вперед, чтобы обеспечить доступ к двигателю. Это именно то, чего очень не хватало предшественнику 101 FC.
Интерьер был менее спартанским. В кабине Llama использовали широкий спектр компонентов от других автомобилей Rover Group, включая Land Rover Defender, Austin Metro и Austin Montego.
Land Rover построил около 11 прототипов, которые были отправлены в министерство обороны Великобритании для испытаний в надежде получить контракт.
Они были оснащены различными кузовами, включая фургон из стекловолокна, бортовой кузов с брезентовым верхом и закрытые кузова, имитирующие машины скорой помощи и машины радиосвязи.
Но дела пошли не так хорошо, как надеялся Land Rover. Испытания выявили несколько конструктивных недостатков, начиная с того факта, что Llama был неустойчивым на пересеченной местности из-за пружинной подвески и высокого центра тяжести.
Более того, двигатель грузовика был недостаточно мощным при движении с полной загрузкой. Это был 3,5-литровый V8 мощностью 110 лошадиных сил.
Проблема с ним заключалась не только в его мощности, но и в том, что он был бензиновым, а Министерство обороны в то время брало курс на перевод всей техники на дизельные силовые агрегаты.
Тогда в 1986 году Land Rover построил прототип с четырехцилиндровым турбодизелем объемом 2,5 литра, но он выдавал всего 85 лошадиных сил, что делало Llama еще более медлительным.
Таким образом, Министерство обороны отклонило предложение Land Rover и выбрало Reynolds-Boughton RB44, созданный на базе Dodge 50 Series, который производился в Великобритании компанией Chrysler Europe.
Но по иронии судьбы низкая надежность RB44 побудила правительство провести капитальный ремонт своего парка грузовиков Land Rover 101 Forward Control и продолжить их эксплуатацию до конца 1990-х годов.
Уже после того как британская армия отказалась от Llama, Land Rover построил один гражданский прототип на производственной линии в Солихалле, чтобы проверить его потенциал массового производства вместе с Defender.
И хотя результаты были удовлетворительными, Land Rover решил отменить проект в 1988 году из-за опасений, что Llama не сможет конкурировать с Unimog.
Что же случилось со всеми прототипами Llama? Ну, многие из них все еще существуют. В то время как некоторые из них использовались в качестве служебных автомобилей на заводе в Солихалле, другие были включены в коллекцию исторических Land Rover Дансфолда в графстве Суррей.
Прототип Llama, выпущенный на производственной линии, выставлен в Британском автомобильном музее в Гейдоне вместе с самым первым Land Rover и прототипом эвакуатора 101.
По сей день Llama остается последним грузовиком с кабиной и двигателем, разработанным Land Rover.