Первое занятие. Все подростки из разных школ, очень скованны. Дисграфик 12 лет первый раз в жизни ведёт настоящий конспект. По-взрослому: подробно, со схемами алгоритмов, с текстами и задачами. Старательно трудится полтора часа. Исписано шесть страниц формата А4. После занятия довольный и гордый, он показывает толстую тетрадь матери. Вижу, как он смущённо сдерживается, предвкушая от нее ответную радость.
Мать с настороженным выражением лица перелистывает страницу за страницей. Трудно поверить, что сын, которого не заставить было написать упражнение в несколько строк, смог самостоятельно столько всего сделать.
И вдруг она тычет пальцем в какое-то слово:
– Это что такое? Что это такое, я тебя спрашиваю?
Радость медленно сходит с лица подростка. Он еще не понял, что случилось, но уже ясно, что он в чем-то провинился: мать недовольна и злится, и, значит, опять у него, как всегда, ничего не получилось.
– Смотрите, он слово «письмо» через «е» написал! Вот, видите, что пишет – «поведение при пЕсьме»!
Пристыженный, с горящими ушами, парень понуро плетется прочь. В прихожей обувается, пряча слёзы.
Эта тяжелая ситуация просто показана крупным планом. Но, поверьте, это рядовой случай. Именно так представляют себе некоторые родители свою «вовлечённость» в учебный процесс. Ткнула пальцем в ошибку – вот и поучаствовала. Конечно, не только это. Во-первых, мать сумела сориентироваться: спасибо, что привела не к репетитору, а нашла оптимальные для дисграфика занятия. Оплатила курс. Готова ждать, пока сын занят, возить его 10 дней туда и обратно. Это уже немало. Главное сделано. Теперь со стороны взрослого осталось совсем немного: хвалить и улыбаться. Улыбаться не привыкли – ничего: достаточно просто спокойного и одобрительного отношения. Одобрять есть за что. Ваши ребята (а это школьные двоечники) сами себе удивляются со всей подростковой непосредственностью. «Я за всю свою жизнь не узнал столько, сколько на одном занятии у вас». «Никогда я не думал, что смогу когда-нибудь написать такой большой и трудный текст». «Я учусь без правил, и это шок для меня в самом лучшем смысле», – пишут двенадцатилетние «забитые» неуспевающие подростки. Ваша забота – не обрезать крылья, которые вот-вот прорезались (сами знаете, какое чувство вызывали у него упоминания про русский язык). Не облить ушатом холодной воды, критикуя и обесценивая – другого вашего участия не требуется. Следить за учебным процессом и ошибками – забота куратора. В первый день занятий критерием будущего результата является одно: способен ученик вести конспект или нет. Первый день выдержал – значит, может учиться. Первый тест на результат скоро: на 3 день. Текст, который будет написан, он принесет домой. И вы тоже сможете его написать, а он проверит. А еще лучше – приходите в группу учиться вместе, чтобы всё видеть своими глазами. Идеальная модель – взрослый не в позиции контролирования, а в равноправной позиции совместного обучения. Надежда В., мать семиклассника, поделилась, что учёба с сыном в одной группе в течение 10 дней для их взаимоотношений значила больше, чем посещение семейного психолога целый год.