Порядка 10-15 лет туристы, приезжающие на Байкал, задаются вопросом: почему прибрежные камни окутаны обильной зеленой тиной, которую раньше никто не видел? Откуда она взялась и почему ее становится все больше?
Речь идет о спирогире – нитчатой водоросли характерной для мелководной, хорошо прогреваемой части водоемов.
По мнению ученых, спирогира в Байкале жила с незапамятных времен, но никогда водоросли не было так много. Бурный рост спирогиры вызван повышением концентрации азота и фосфора в виде нитратов и фосфатов, поступающих в озеро с неочищенными стоками.
Характерный пример состояния очистных сооружений на побережье Байкала привел учёный Лимнологического института доктор биологических наук Олег Тимошкин.
--Группа учёных, в которую входила экс-президент Лимнологического общества Японии, профессор Токийского университета Масуми Ямамуро, проверяла, насколько хорошо работают очистные сооружения на южном берегу Байкала. Уже первые результаты показали, что коллекторы предприятий не работают совсем. Концентрация только аммонийного азота в сбрасываемых стоках (район р. Похабиха) достигала гигантских значений в 9-10 мг/л. Японский профессор просто не поверила своим глазам, когда приборы показали эти цифры.
«Очистные скорее обогащают, нежели обезвреживают стоки!», -воскликнула Ямамуро, пояснив, что для Японии подобные концентрации просто немыслимы и подсудны.
По мнению ученого, зелёная водоросль как хищная рыба чутко реагирует на подкормку – фосфор и азот.
К счастью, проблема касается прибрежной мелководной зоны, это примерно пять процентов площади Байкала, в глубоководной части озера пока все относительно спокойно. Назревающие проблемы поделили учёных, общественников, экологов условно на оптимистов и пессимистов. Оптимисты в цепочке изменений видят климатический след, в частности, потеплениеповерхностной воды на 1.3 градуса Цельсия за 60 лет, считая, что Байкалу вполне по силам переварить проблемы самостоятельно. Пессимисты уверяют, что без принятия экстренных мер под угрозой окажутся эндемики, а их, на минуточку, более 1000!
По информации Олега Тимошкина, экологические проблемы в прибрежной зоне озера ученые-лимнологи фиксируют с 2010 года.
Со временем удалось обозначить 11 болячек, явление назвали экологическим кризисом прибрежной зоны Байкала.
Среди прочего установлено, что мелководье активно осваивают «понаехавшие» - чужеродные для открытого Байкала общесибирские виды растений и животных. Мудрёные названия моллюсков ни о чём нам не скажут, но следует понимать, что их появление сигнализирует об ухудшающемся качестве воды.
На самых загрязненных участках спирогира растёт уже круглогодично, её скопления достигают 90 килограммов на квадратный метр! Пока с зелёными оккупантами борются лишь нестройные ряды волонтёров, вручную разгребая горы водорослей, выброшенных штормами. А иначе сгнившая на берегу спирогира смывается волной, активно способствуя зарождению нового поколения.
Доказывая несостоятельность климатической версии происхождения спирогиры, учёные попытались искоренить зелёного захватчика на отдельно взятом участке, выбор пал на прибрежную деревеньку Большие Коты. Из моющих средств её жители получали исключительно бесфосфатные стиральные порошки, сброс бытовых отходов в Байкал полностью исключили, в итоге за два года водоросль удалось победить. Но как только эксперимент свернули, спирогира вернулась.
Наиболее загрязненными участками считаются бухта Сеногда (Северный Байкал), бухта напротив пос. Максимиха (Баргузинский залив), ряд бухточек Малого моря, в частности, в районе залива Мухор, пляж напротив поселка Култук.
Самый «злачный» участок — это некогда красивейшие пляжи Северного Байкала на отрезке побережья бухта Сеногда – устье реки Тыя.
Среди неординарных или даже экзотических методов борьбы с зелёным монстром – русский способ под названием «клин клином». Горячие головы предлагали заселить Байкал другими водорослями, способными победить спирогиру, например, хлореллой.
До сих пор одноклеточная водоросль была популярна среди приверженцев здорового питания. По мнению директора Лимнологического института доктора геолого- минералогических наук Андрея Федотова, подобный метод абсолютно неприемлем для Байкала, потому что непонятно, как поведет себя хлорелла в нашей воде, каким будет итог противостояния водорослей, не придется ли в итоге бороться уже с хлореллой?
Серьезной проблемой учёные называют массовое заболевание и гибель основного фильтра прибрежных вод Байкала – эндемичных ветвистых губок, которым озеро обязано своей чистотой. Достаточно сказать, что колония губок, занимающая лишь один квадратный метр дна, ежедневно фильтрует до 17 тонн воды! В гибели байкальских губок, пока только на уровне гипотезы, ученые называют развитие сине-зелёных организмов, способных вырабатывать опасные для здоровья человека и животных органические вещества, так называемые цианотоксины.
Если природа происхождения и методы борьбы со спирогирой вызывают споры даже среди учёных, то проблема загрязнения Байкала микропластиком очевидна, и решить её под силу всем, кто приезжает на берега озера. Перетираемые камнями во время штормов пластиковые стаканчики, игрушки, обрывки рыбацких сетей являются причиной гибели рыб и других организмов. Принимая за корм, они проглатывают микропластик, и не в силах переварить его, погибают.
Ситуацию еще можно исправить, достаточно не брать с собой или увозить после использования одноразовую посуду, любой другой пластик.