Апарт-отели играют важную роль в городской инфраструктуре по сравнению с классическими отелями. По мнению директора по развитию сети апарт-отелей YE'S они заняли долгое время пустовавшую в России нишу «третьих мест».
Согласно теории американского урбаниста Рэя Ольденбурга, которую тот разработал еще в 70-е годы, «третье место» — это пространство, которое никак не связано ни с домом, ни с работой индивидуума. Это может быть любое место, где можно заниматься любимым хобби, отдыхать и, главное, общаться – как со старыми друзьями, так и заводить новые знакомства. Сам Ольденбург говорил, что наличие качественных «третьих мест» повышает уровень городской среды и тем самым делают весь город более привлекательным для проживания – и временного, и постоянного.
В Петербурге полноценная барная и клубная культура начала развиваться ещё в 90-е годы, но всё же отдельно взятые заведения общепита на роль «третьего места» не тянули – да, там можно было общаться, потанцевать, но не более. Тем более, клубы всегда считались чисто молодежным развлечением, а более взрослая аудитория отсекалась.
К началу 2010-х отсутствующую нишу начали робко, но затем всё активнее заполнять общественные (они же – креативные) пространства. Ключ к успеху, вроде бы, был найден: «третье место» должно сочетать в себе сразу много мест и желательно разножанровых – концептуальные бары, модные магазины, хипстерские салоны красоты и концертные площадки друг друга прекрасно дополняли и задерживали публику надолго. Однако коммерческий успех ждал отнюдь не всех. Пространства «Ткачи» и «Голицын Лофт» неплохо стартовали, однако постепенно сдавали позиции и оба закрылись одновременно в 2020 году. При этом по локации и общей концепции они были разными, но проблемы были общими. Главная из них – отсутствие якорного бизнеса. Того, который, как локомотив, вытянул бы весь проект во время любого кризиса.
На мой взгляд, таким локомотивом являются в Петербурге комплексы апартаментов, которые за всю пока недолгую историю существования этого рынка успели здорово эволюционировать. Из псевдожилья и «косплея гостиниц» эконом-класса они дошли до стадии многофункционального комплекса, где под общественную функцию выделяется много места. Еще три года назад таковым можно было считать разве что ресторан в лобби. Теперь же это всё чаще - основной ресторан плюс бар, кафе, фитнес центр, супермаркет, коворкинги, спортивные площадки, места для отдыха, конференц-залы, причем немалые по площади. При этом инфраструктурой могут пользоваться не только жители непосредственно апартаментов, но и все горожане.
Современные апарт-отели в городской инфраструктуре теперь играют гораздо более широкую и многофункциональную роль, чем просто места для временного проживания. Таковыми можно считать классические отели или те жилые дома, где множество квартир сдаются в аренду (в них инфраструктура и не предполагалась). А вот комплексы апартаментов теперь – и, видимо, надолго – постепенно занимают нишу «третьих мест» во многих российских городах. В том числе в тех, где она ещё недавно отсутствовала вовсе.
Петербург в этой истории играет роль первопроходца: в Северной столице в апарт-отелях активно развиваются дополнительные сервисы и инфраструктура, направленные не только на гостей, но и на жителей города в целом.
Приведу несколько примеров. Так, в апарт-отеле YE'S Marata под общественные пространства выделено 1 200 квадратных метров. В отеле работает популярный фуд-холл, где представлены 8 кухонь мира, бары и рестораны, ставшие новыми точками притяжения горожан, открыты салоны красоты, барбершоп, стоматология, магазины одежды, супермаркет, фитнес-центр, галерея современного искусства Zarenkov Gallery. В лобби с коворкинг-местами, проходят конференции, выставки, развлекательные мероприятия, ориентированные на самую разную аудиторию. Например, в середине февраля в фуд-холле Kitchen Garden состоялся благотворительный вернисаж с работами молодых художников.
Резюмируем: общественные пространства в апарт-отелях – это альтернативный сценарий развития в городе «третьих мест». И в отличие от тех, что работают сами по себе, эти – надежны за счёт того, что управляются профессионалами. И значит, и риск того, что пространство не выживет из-за проблем с финансированием, минимизируются.
Отсюда вывод - современному городу в быстроразвивающемся мире нужно больше «третьих мест», различного формата и для самой разной аудитории. И реализовывать эту функцию вполне способны апарт-отели, которые успешно доказывают это уже несколько лет.