Ходячие мертвецы, пожиратели плоти, ожившие трупы или попросту зомби — невероятно частый гость на больших экранах. Интерес к ним проходит волнообразно: порой случаются целые десятилетия, во время которых фильмы о зомби выходят буквально один за одним. Но даже в периоды затишья интерес не пропадает полностью: чем-то жизнь после смерти, пусть и в таком чудовищном виде, все равно интригует массового зрителя. Cybersport.ru предлагает окунуться в мир жутковатого посмертия и взглянуть на 20 лучших фильмов о зомби.
«28 дней спустя» / 28 Days Later (2002)
реж. Дэнни Бойл
В ролях: Киллиан Мерфи, Наоми Харрис, Брендан Глисон
IMDb: 7,6
Зомби-хоррор Дэнни Бойла считается одним из революционных для жанра, хотя, по сути, главным нововведением стало удачное заимствование конкретных идей у Дэна О’Бэннона. По сюжету Британия стала жертвой экоактивистов: они по незнанию выпустили зараженную крайне опасной версией бешенства обезьяну, которая распространила заболевание на людей. Те стали невероятно агрессивными и кровожадными и за считаные дни почти уничтожили все вокруг. Но главный твист в том, что за обезлюдевшей Британией мы наблюдаем глазами Джима, который пришел в себя, собственно, 28 дней спустя после вспышки. Само собой, явные проблемы исходят не только от зараженных (которых, конечно же, никто не называет зомби), но и от выживших, которые перед угрозой для своих жизней нередко становятся страшнее любых монстров.
«Белый зомби» / White Zombie (1932)
реж. Виктор Гэльперин
В ролях: Бела Лугоши, Роберт Фрейзер, Мэдж Беллами
IMDb: 6,3
Если «28 дней спустя» стал революцией и навсегда изменил жанр зомби-хоррора, то «Белого зомби» можно считать попросту одним из первых фильмов о зомби в принципе. Правда, речь не идет о привычных сегодня вечно голодных трупах, а о зомби, созданных магией вуду, — живых людях, чья воля полностью подчинена кем-то другим. Поэтому привычных, казалось бы, литров крови и кусков мяса здесь не будет, зато есть крайне непривычное использование зомби в качестве рабочей силы на заводе. А еще здесь можно увидеть Белу Лугоши, легенду раннего Голливуда, чье влияние на кинематограф сложно переоценить. Многие отмечают, что вышло более чем достойно, и ставят роль в «Белом зомби» в список лучших в карьере актера.
«Возвращение живых мертвецов» / The Return of the Living Dead (1984)
реж. Дэн О’Бэннон
В ролях: Клу Гулагер, Том Мэтьюз, Джуэл Шепард
IMDb: 7,3
Пока Джордж Ромеро в своей трилогии «Мертвецов» создавал жуткий мир с конкретными правилами, вышеупомянутый Дэн О’Бэннон ворвался в кинематограф об оживших трупах с простым посылом: «Они вернулись из могил и готовы зажигать». Что не менее важно, здесь в достатке интересных экспериментов: выстрелы в голову все чаще никак не мешают ходячим трупам, которые умеют говорить, бегать и жаждут не столько плоти и крови, сколько конкретно человеческих мозгов. Ярко, кроваво и весело — пожалуй, те три слова, что приходят в голову первыми.
«Добро пожаловать в Zомбилэнд» / Zombieland (2009)
реж. Рубен Фляйшер
В ролях: Джесси Айзенберг, Эмма Стоун, Вуди Харрельсон
IMDb: 7,6
Успевшая стать классикой дебютная работа Рубена Фляйшера предлагает несколько иной взгляд на в целом устоявшийся жанр. Фильм снят для зрителей, привыкших к условностям зомби-муви под конец бума оных: все нулевые прошли с толпой живых мертвецов, и «Zомбилэнд» в какой-то степени пытался это осмыслить, пусть и в юмористическом ключе. В программе отличный актерский состав в центре повествования, яркие убийства ходячих трупов (как вам, например, смерть под упавшим пианино?) и запоминающееся камео Билла Мюррея в роли самого себя.
«Живая мертвечина» / Braindead (1992)
реж. Питер Джексон
В ролях: Тимоти Бальм, Диана Пеньяльвер, Бренда Кендалл
IMDb: 7,5
Задолго до того, как Питер Джексон вошел в историю со своей трилогией «Властелин колец», он успел отметиться фильмом, который нередко называют «самым кровавым в истории». Шутка ли: на одну из сцен ушло около 400 литров искусственной крови! «Живая мертвечина» — попытка выразить на экране любовь одновременно к Ромеро и Рейми, автору «Зловещих мертвецов». Чернейшая комедия запоминается множеством безумных деталей: в числе оных не только резня газонокосилкой и другие изобретательные смерти (есть сцена, в которой зомби буквально расплющивают сушилкой для белья), но и, к примеру, рождение зомби-младенца. Ну и всегда интересно посмотреть, с чего вообще начинали «мастодонты».
«Зомби 2» / «Пожиратели плоти» / Zombi 2 (1979)
реж. Лучио Фульчи
В ролях: Тиса Фэрроу, Иэн Маккаллок, Ричард Джонсон
IMDb: 6,8
Удивительный случай фильма с цифрой два в названии, при том что оригинала, по сути, не существует. «Двойка» появилась из-за того, что «Ночь живых мертвецов» (о которой поговорим чуть ниже) вышла в Италии просто как «Зомби», и Лучио Фульчи не оставалось ничего иного, кроме как выдать собственную картину за сиквел. Сегодня «Зомби 2» считается классикой, а в свое время был запрещен в ряде стран за чрезмерную жестокость и натурализм: например, полуразлагающихся трупов, ходящих и пожирающих людей, периодически покрывают вполне себе настоящие личинки. Местами фильм выглядит шокирующе и сегодня, что стоит учесть при выборе развлечения на вечер.
«Зомби одним планом!» / Kamera wo tomeruna! (2017)
реж. Синъитиро Уэда
В ролях: Такаюки Хамацу, Мао, Харуми Сюхама
IMDb: 7,7
Совершенно безумная комедия о команде киношников, решивших снять фильм о зомби посреди развернувшегося зомби-апокалипсиса — о котором они, само собой, не знают. Это приводит к абсурдным и безумным последствиям, о которых куда лучше не читать, чтобы подойти к фильму с пустой головой и без ожиданий. К вышесказанному стоит разве что добавить, что «Зомби одним планом!» — своего рода признание в любви к съемочному процессу. Ну и что за сюжетом здесь следить особо не получится ввиду его почти полного отсутствия.
«Зомби по имени Шон» / Shaun of the Dead (2004)
реж. Эдгар Райт
В ролях: Саймон Пегг, Ник Фрост, Кейт Эшфилд
IMDb: 7,9
И снова комедия, на этот раз родом из Британии. В центре внимания — офисный сотрудник Шон и его друзья, которые однажды оказались посреди зомби-апокалипсиса. Не сказать, чтобы для них что-то кардинально изменилось: разгуливающие по улицам мертвецы в целом не так сильно отличаются от выгоревших клерков, живущих по графику 5/2. «Зомби по имени Шон» отлично смешивает драму и комедию так, что зрителю остается только восхититься. Впрочем, чего еще ждать от трио Райт — Пегг — Фрост, не раз удививших зрителей своими фильмами и сериалами. К слову, Квентин Тарантино включил «Шона» в двадцатку лучших фильмов, вышедших после 1992 года.
«Мертвячка» / Deadgirl (2008)
реж. Марсель Сармиенто, Гади Хэрел
В ролях: Шайло Фернандес, Ноа Сеган, Кэндис Кинг
IMDb: 5,6
Сюжеты о зомби часто становятся социальным комментарием, будь то критика консьюмеризма или высказывание о неравенстве. И при этом чаще всего они не теряют своих ключевых атрибутов, не забывая о литрах крови и веселом ультранасилии. «Мертвячка» в этом плане выделяется тем, что ужасов здесь почти нет, а зомби — всего один. Вернее, одна, и она же в конечном счете жертва, а не источник бед. Дело в том, что связанную девушку в заброшенной психбольнице находят двое подростков, которые, вместо того чтобы помочь ей, решают оставить в качестве секс-рабыни. Причем насилие над мертвой девушкой — скорее фон для обсуждения болезненной подростковой жестокости, источников абьюза и проблемных тинейджеров.
«Ночь живых мертвецов» / Night of the Living Dead (1968)
реж. Джордж Ромеро
В ролях: Дуэйн Джонс, Джудит О’Дэй, Карл Хардмен
IMDb: 7,9
Основа основ, начало начал. «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро стала одним из первых фильмов, в которых появились зомби в их современной интерпретации: медленные, неуклюжие, но невероятно опасные бездумные пожиратели плоти (к слову, первым названием было именно «Ночь пожирателей плоти», но из-за недавно вышедшей картины с похожим названием заголовок пришлось изменить). Сегодня фильм кажется состоящим из штампов, но пошли они именно отсюда. Смотреть его стоит как минимум ради того, чтобы знать, откуда растут ноги у современных плотоядных трупов. Ну и невозможно не восхититься тем, как на коленке и за крошечный бюджет Джордж Ромеро сумел создать нечто столь яркое и запоминающееся.
«О смерти, о любви» / Dellamorte Dellamore (1993)
реж. Микеле Соави
В ролях: Руперт Эверетт, Франсуа Хаджи-Лазаро, Анна Фальчи
IMDb: 7,1
Итальянская черная комедия о смотрителе кладбища, который вынужден не столько защищать могилы от вандализма, сколько следить за тем, чтобы мертвые оставались мертвыми, в список попала неспроста. Фильм, сочетающий в себе комедию и драму, запоминается сочетанием несочетаемого и преодолением условностей между живыми и мертвыми. Это действительно фильм о смерти и о любви — причем именно в таком порядке. Гротескное насилие здесь соседствует почти что с мелодрамой, а откровенный треш — с философскими размышлениями. Фильм не назвать универсальным, но многим он запоминается как что-то особенное и по-своему яркое.
«Обитель зла» / Resident Evil (2002)
реж. Пол У. С. Андерсон
В ролях: Милла Йовович, Мишель Родригес, Эрик Мэбиас
IMDb: 6,7
Кто бы что ни говорил, но первая экранизация «Обители зла» при всей своей отстраненности от оригинала все же была хорошим фильмом о зомби. Здесь хватает и динамичного экшена, и отсылок для фанатов серии, и по-хорошему жутких моментов. Да и расчлененки в достатке — чего только стоит нарезка лазером, которую, думаю, помнит каждый, кто хоть раз смотрел фильм. Да, в последующих частях шарм несколько растерялся, но оригинал до сих пор смотрится отлично. Правда, в духе фильмов Андерсона здесь с первой же части акцент смещен именно на боевик — что, в общем-то, и неплохо.
«Операция "Мертвый снег"» / Død snø (2009)
реж. Томми Виркола
В ролях: Вегар Хуль, Стиг Фроде Хенриксен, Шарлотта Фрогнер
IMDb: 6,3
Составлять список зомби-хорроров и не включить в него ни одного фильма с ожившими нацистами было бы попросту неправильно, поэтому встречайте, пожалуй, самый известный образец. Завязка до боли проста: группа студентов-медиков отправляется на отдых в горы, где встречает неожиданно восставших из мертвых нацистов. Подача тоже почти без сюрпризов: ждите много крови, раскиданных тут и там внутренностей и расчлененки — не только с применением бензопилы, но и серпа с молотом. В общем, весело и по-своему задорно.
«Поезд в Пусан» / Busanhaeng (2016)
реж. Ён Сан-хо
В ролях: Кон Ю, Ма Дон-сок, Чон Ю-ми
IMDb: 7,6
Южнокорейский хоррор в целом не предлагает ничего нового: в центре сюжета оказываются отец и дочь, которые вынуждены выживать в поезде посреди наступившего зомби-апокалипсиса. Единственный шанс на спасение — добраться до Пусана, города, который сумел отразить нашествие пожирателей плоти и остаться мирной точкой на карте почти уничтоженной Южной Кореи. Скорее всего, именно в его «стандартности» и кроется секрет популярности фильма: классические драмы на фоне зомби-апокалипсиса к 2016 году почти вышли из моды, оставшись только на малых экранах, поэтому максимально стандартный классический жанровый фильм оказался неожиданным хитом.
«Противостояние» / Versus (2000)
реж. Рюхэй Китамура
В ролях: Так Сакагути, Хидэо Сакаки, Мисака Тиэко
IMDb: 6,4
Азиатский боевик, в котором намешано столько всего, что устаешь перечислять. В своем полнометражном дебюте Китамура смешал фильмы о якудза, самурайский экшен, комедию и зомби-боевик. Однако в ленте бал правит в первую очередь зубодробительный экшен: из всех вышеописанных жанров режиссер надергал все самое лучшее, благодаря чему в кадре отлично сочетаются и битвы на мечах, и ураганные перестрелки, и рукопашные схватки. Все сопровождается литрами крови, летающими внутренностями и другими деталями, которых ждешь от жанрового фильма. А еще это редкий представитель научно-фантастического боевика, смешивающего совершенно разные эстетики в один коктейль кроваво-красного цвета. Предвестник будущего интереса к зомби-тематике часто остается за рамками внимания — и совершенно зря.
«Рассвет мертвецов» / Dawn of the Dead (1978)
реж. Джордж Ромеро
В ролях: Дэвид Эмджи, Кен Фори, Скотт Х. Рейнигер
IMDb: 7,9
Еще один фильм Джорджа Ромеро, причем из той же серии. Почему он оказался в списке? Все просто: «Рассвет» является улучшенной версией «Ночи». Вместо одного дома — целый супермаркет. Плотность толп зомби тоже стала повыше. Чего уж там, в кадре даже вертолет успевает засветиться! Правда, пока «Ночь» пыталась нагонять саспенс и пугать, «Рассвет» во главу стола ставил драйв и экшен, которые для своего времени были невероятно изобретательными. Местная жестокость не менее яркая, плюс куда более пугающими противниками оказались не зомби, а мародеры, которые с упоением разбираются как с ожившими трупами, так и с пытающимися выжить людьми. Не зря все же именно «Рассвет мертвецов» часто всплывает в списках лучших хорроров в истории.
«Реаниматор» / Re-Animator (1985)
реж. Стюарт Гордон
В ролях: Джеффри Комбс, Брюс Эбботт, Барбара Крэмптон
IMDb: 7,2
Рассказ Говарда Филлипса Лавкрафта «Герберт Уэст — реаниматор» многие считают предшественником современного облика зомби: не труп, воскрешенный магией, а созданное с помощью науки плотоядное существо. Отсюда же во многом происходит и облик безумного ученого. Так что нет ничего удивительного, что в конечном счете доктор Уэст добрался до больших экранов. За экранизацию отвечал эпатажный Стюарт Гордон, в свое время отчисленный из университета за провокационную постановку «Питер Пэн». В кино он пришел во всеоружии: гротескная жестокость и гиперболизированная сексуальность здесь по полной правят бал. В списке шоу-стопперов удушение кишками, многочисленные обнаженные тела различной степени увечности и убийство с помощью лейкотома — инструмента для лоботомии. Ну и, само собой, зомби: здесь так не называют оживших мертвецов, но спутать воскресших пожирателей плоти с кем-то еще довольно трудно.
«Репортаж» / [Rec] (2007)
реж. Жауме Балагеро, Пако Пласа
В ролях: Мануэла Веласко, Ферран Терраса, Хорхе-Ямам Серрано
IMDb: 7,4
Представитель жанра found footage (найденная пленка), который с порога берет быка за рога. В центре внимания — репортер Анджела, которая отправилась снимать выпуск о буднях пожарных. Правда, буквально через несколько минут после начала записи вместо, собственно, тушения пожаров героиня и выездная бригада оказываются посреди вспышки зомби-вируса и вынуждены выживать в новых для себя условиях. Все события показаны одной камерой, причем сама съемка отлично отражает происходящий хаос: если поначалу оператор еще пытается хоть как-то следить за качеством съемки, то со временем фокусировка все чаще будет сбиваться, а в какой-то момент из-за нехватки света камера перейдет в ночной режим.
«Судороги» / Shivers (1975)
реж. Дэвид Кроненберг
В ролях: Пол Хэмптон, Джо Силвер, Линн Лаури
IMDb: 6,4
Первый полнометражный хоррор живого классика Дэвида Кроненберга формально не о зомби. Впрочем, ключевые черты все равно на месте — правда, здесь вместо магии или ритуалов причиной заражения стал особый паразит, выведенный безумным ученым. Попадая в тело носителя, существо притупляет мыслительные процессы, взамен повышая сексуальную активность и уровень насилия. При этом стоит отметить, что эротики здесь куда меньше, чем ожидаешь из описания, зато с насилием проблем нет. Хоть это и первый фильм будущего мастера боди-хоррора, но многие черты будущих картин можно увидеть уже здесь.
«Тепло наших тел» / Warm Bodies (2013)
реж. Джонатан Левин
В ролях: Николас Холт, Тереза Палмер, Анали Типтон
IMDb: 6,8
Фильм стоило включить в топ лучших хотя бы ради разнообразия — не так часто в историях о зомби на передний план выходит любовь. Тем более между человеком и мертвецом. В итоге вместо привычных комедии или кровавого карнавала зрители смотрят эдакое переосмысление «Ромео и Джульетты» о запретной любви двух разных существ. Только местный Ромео (имя героя и правда начинается на «р», хоть целиком вспомнить его он и не может) вовсю поедает других людей, защищая при этом избранницу, а между походами за мозгами развлекается как может — слушает музыку и общается с другом М. Идея в целом не нова (те же «Сумерки» с любовью к кровососам вышли раньше), но романтика с зомби все еще смотрится несколько необычно.