Найти тему

Топ-5 высокотехнологичных офтальмологических клиник Татарстана

Ведущие офтальмологические клиники Татарстана повышают качество и внимание к пациенту.

СOVID-19 может серьезно повлиять на расклад сил между государственной и частной медициной, в том числе в офтальмологии. Пока государственные клиники больше озабочены борьбой с пандемией, коммерческие медицинские центры активно вкладываются в оборудование и специалистов, чтобы нарастить свою долю на рынке. Ставка при этом делается на качество, поскольку, как правило, пациенты не готовы экономить на таком важном органе как глаз.

Татарстан уже многие годы является едва ли не образцом того, как могут сосуществовать государственные и частные клиники, при этом дополняя друг друга и развиваясь в здоровой конкуренции. К безусловному преимуществу региона можно отнести наличие высокопрофессиональных врачей, которых готовят специализированные учебные заведения, по праву считающиеся одними из лучших в стране, в том числе Казанский государственный медицинский университет.

«Мы считаем, что уровень подготовки специалистов у нас достаточно высокий, не даром казанский мед традиционно входит в пятерку лучших отраслевых вузов, уступая только столичным. В целом, на подготовку влияет и уровень профессорско-преподавательского состава, и качество лабораторной базы, которая у нас соответствует самым высоким стандартам. Например, прежде чем оперировать людей, будущие врачи-офтальмологи проводят большой объем манипуляций с глазами животных, таким образом, приходя в клиники уже готовыми специалистами с хорошей практической базой», — сообщили в КГМУ. Как рассказал «Здравоохранению России» доктор медицинских наук, заведующий кафедрой офтальмологии КГМУ Александр Самойлов, ежегодно вузовская ординатура готовит и выпускает на открытый рынок труда порядка 15 офтальмологов, что в целом покрывает потребности Татарстана. «Со временем врачи углубляют специализацию, как правило, занимаются только катарактой, глаукомой, операциями на роговице, сетчатке — тем, что сейчас наиболее востребовано. При этом мы видим, что ведущие клиники, как частные, так и государственные, укомплектованы нашими выпускниками, то есть в определенной степени есть баланс между количеством и качеством подготовки специалистов в регионе», — говорит он.

Вирусный рост. Татарстан также традиционно входит в число регионов с высокой платежеспособностью населения, что дает возможность инвесторам вкладываться в технологии, обучение кадров, оборудование, логистику. К примеру, инвестиции в открытую в 2018 году клинику «Корд», по данным владельцев, составили только на начальном этапе порядка 150 млн рублей. При этом менеджменту клиники была поставлена задача по окупаемости проекта за пять лет. «Конечно, мы имеем в виду не только пациентов из Казани и Татарстана. К нам на операцию приезжают со всего Поволжья и даже из Москвы, стран ближнего зарубежья. Прежде всего, это стало возможным благодаря высокому качеству медицинских услуг в сочетании с ценником, который гораздо мягче, например, столичного», — комментирует главный врач клиники «Корд» Антон Демидов.

Одно из направлений роста в последние годы для частных офтальмологических клиник стало вхождение в программу ОМС. Руководитель сети клиник «Прозрение» Рустам Гилязев говорит, что в целом негосударственным медицинским клиникам тяжело получить значительные квоты (на пациентов по ОМС приходится не более четверти оборота его клиники), однако это направление он оценивает как очень перспективное. «Не скажу, что для клиник это большой заработок, тем более по государственным деньгам очень сложно отчитываться, документооборот отнимает время и силы специалистов. При этом мы должны думать и о некой социальной функции, ведь далеко не у всех есть деньги на операцию. Мы же, в свою очередь, можем обеспечить дополнительную загрузку дорогостоящего оборудования и высокооплачиваемых специалистов», — говорит он. Тенденция усиления внимания со стороны частных клиник к сектору ОМС будет усиливаться на фоне пандемии, отмечает директор ООО «Здоровье +» (клиника Газизовых) Алмаз Газизов. «Сейчас это один из главных драйверов роста в частном секторе. Усилия государственных медицинских учреждений направлены, преимущественно, на борьбу с коронавирусом, было несколько этапов сворачивания плановой помощи, часть больниц полностью отданы под ковидные госпитали, поэтому эту работу взяли на себя частники», — говорит он.

Дело не в цене. Один из важнейших трендов последнего времени — усиливающаяся ставка ведущих игроков рынка на повышение качества услуг и безопасности при проведении операций и последующей реабилитации. Руководители клиник отмечают, что большая часть пациентов не готова экономить, когда речь заходит о такой деликатной и важной части собственного здоровья как зрение. «К людям приходит понимание, что ценник в 10-15 тыс. рублей за лазерную коррекцию обоих глаз, который предлагает ряд недобросовестных игроков, не покрывает даже себестоимости — зарплаты хирурга, инвестиций в покупку и амортизацию оборудования. К тому же, уровень качества и отсутствие послеоперационных осложнений гарантирует только применение одноразовых расходных материалов, например, лезвий», — комментирует Рустам Гилязев. Он отмечает, что в последнее время было немало случаев с жертвами таких дешевых операций, которые в буквальном смысле месяцами не могли открыть глаза. «Конечно, широкая огласка этих печальных историй тоже влияет на рынок, пациенты более внимательно относятся к выбору клиники, ориентируются в первую очередь на качество и квалификацию врачей, а не на стоимость», — говорит он. Два основных конкурентных фактора, в которые активно вкладываются лидеры отрасли, — оборудование и квалификация врачей. «Оборудование имеет первостепенное значение, потому что оно обеспечивает качество результата, а также прогнозируемость и безопасность. Мы выбирали в Европе и Америке то, что у нас должно появиться только через два-три года, оснастили клинику самыми продвинутыми моделями, в России не так много клиник, где все это есть», — рассказывает заведующий хирургическим отделением клиники «Корд» Искандер Баширов. Сегодня рынок офтальмологии характеризуется наличием двух крупных составляющих: операций по лазерной коррекции зрения и фако­эмульсификации катаракты (ультразвуковое дробление помутневшего хрусталика с его заменой на искусственный). Данные операции являются наиболее рентабельными на рынке офтальмологических услуг и при этом самыми массовыми. «На лазерную коррекцию зрения люди ходят, как к зубному врачу», — отмечает один из татарстанских хирургов-офтальмологов.

Альтернативы коррекции. Ведущие клиники широко применяют и более сложные технологии по восстановлению зрения, которые дают дополнительные гарантии безопасности, хорошего самочувствия и долгого сохранения зрения. Например, в «Корде» пациентам предлагается операция по вживлению факичных линз, действие которых основано на принципе обычных контактных, но ни снимать их, ни постоянно ухаживать за ними не нужно — острота зрения при этом сохраняется долгие годы. «С помощью факичных линз можно исправить близорукость, астигматизм (так же как очки и контактные линзы), но возможностей у таких линз больше. Их мы используем у пациентов, имеющих сверхвысокую близорукость: -15, -20. Лазерная коррекция не может технически убрать столько диоптрий, а факичные линзы могут.

Еще один фактор в пользу факичных линз — по физиологическим причинам мы не делаем лазерную коррекцию пациентам до 18 лет и старше 40 лет, у линз таких ограничений нет», — отмечает Искандер Баширов. Еще одна инновационная альтернатива коррекции — замена хрусталика глаза, которая ранее использовалась, как правило, при лечении катаракты, однако сейчас офтальмологические клиники Татарстана активно применяют ее практически при любых проблемах со зрением, исправлении близорукости, дальнозоркости любых диоптрий, астигматизма.

Врачи подчеркивают, что еще 10-15 лет назад это был сложный, травмирующий и в некоторых случаях даже варварский метод хирургического вмешательства, при котором делались большие разрезы на глазах, оставались послеоперационные швы, пациентам предстояло долгое неприятное восстановление, а вот оптический эффект был очень непредсказуем. Сейчас оборудование и квалификация врачей сделали подобные операции во многом рутиной. Сегодня такая операция делается не через разрезы, как раньше, а через прокол меньше миллиметра. Все это сказывается и на эффекте, который получает пациент, на быстром заживлении и быстрой адаптации. При этом эксперты отмечают, что подобные высокотехнологичные операции могут быть существенно дороже обычной лазерной коррекции. Конечно, технология ИОЛ требует высокой квалификации хирурга, нужно уметь обращаться со сложным оборудованием и иметь необходимый опыт, как правило, надо вести речь о более чем тысяче проведенных операций. Только в этом случае можно гарантировать качество медицинской услуги.

-2

Как мы считали. В рейтинг вошли крупнейшие офтальмологические клиники Татарстана. Ранжирование осуществлялось по количеству высокотехнологичных операций (ФЭК, витрэктомия и т.д.) в 2021 году. Данные для рейтинга были предоставлены самими клиниками. В случае, если клиника не предоставила редакции информацию о финансовых результатах деятельности, она не была включена в рейтинг. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.