Найти в Дзене
ВЕДОГОНЬ - ТЕАТР

ТЕАТР СКВОЗЬ ВЕКА

Точка отсчета. Кое-что об истории театра известно даже людям, этим видом искусства не интересующимся. Что уж говорить о театралах и наших преданных зрителях! Без труда смогут они ответить, где зародился театр и наверняка назовут пару-тройку известных драматургов. Так что мы не сомневаемся, что наше небольшое путешествие сквозь века лишь укрепит знания, разбередит воображения, а может и подкинет несколько любопытных фактов, которые помогут лучше понять это загадочное явление – ТЕАТР. Итак, отправляемся к истокам… Родиной театрального искусства считается Древняя Греция. Неудивительно, что в лоне демократии появился и самый демократичный вид искусства, о чем нам красноречиво говорят сохранившиеся античные амфитеатры. Тогда театр носил сакральный смысл, и на представления собирался весь город. Зрительские места в виде каменных ступеней располагались полукругом, причём с любой точки было одинаково (!) хорошо видно и слышно. Но все это будет позднее. Основным прародителем театра считается че

Точка отсчета.

Кое-что об истории театра известно даже людям, этим видом искусства не интересующимся. Что уж говорить о театралах и наших преданных зрителях! Без труда смогут они ответить, где зародился театр и наверняка назовут пару-тройку известных драматургов. Так что мы не сомневаемся, что наше небольшое путешествие сквозь века лишь укрепит знания, разбередит воображения, а может и подкинет несколько любопытных фактов, которые помогут лучше понять это загадочное явление – ТЕАТР.

Итак, отправляемся к истокам…

Родиной театрального искусства считается Древняя Греция. Неудивительно, что в лоне демократии появился и самый демократичный вид искусства, о чем нам красноречиво говорят сохранившиеся античные амфитеатры. Тогда театр носил сакральный смысл, и на представления собирался весь город. Зрительские места в виде каменных ступеней располагались полукругом, причём с любой точки было одинаково (!) хорошо видно и слышно.

Но все это будет позднее.

Основным прародителем театра считается чествование бога вина и плодородия Диониса. Празднества в его честь так и прозвали «дионисии». Проходили они несколько раз в году:

Малые дионисии: конец декабря – начало января, Линеи: конец января – начало февраля

Праздник вина: конец февраля – март.

Великие дионисии: конец марта – начало апреля.

Древние греки умели веселиться. К примеру, Малые дионисия напоминали наши колядки: ходили от дома к дому в масках, разыгрывали сказки о Дионисе и пели гимны богу вина – дифирамбы. В конце февраля-марте проходил праздник, посвященный готовому вину. Отмечали его дома с близкими. Гуляли три дня.

Первый день - проба вина, и возлияние его на алтарь Диониса. Для детей открывали рынок игрушек. Этот день назывался День Учителя. Педагогам в этот день выплачивали зарплату, а они в свою очередь приглашали учеников в гости. Во второй день поминали родственников. Переодевались сатирами, менадами (вакханками), приходили в гости друг к другу и пировали. Третий день носил название «день горшков». Горшки, наполненные овощами и фруктами, приносили в жертву богам подземного мира. Закапывали их, а также несли на кладбище.

Еще одним предтечей древнегреческого театра были Элевсинские мистерии, посвященные Деметре, богине плодородия и земледелия. Что именно на них происходило доподлинно неизвестно, поскольку участники обязаны были хранить в тайне то, что видели. Ученые предполагают, что эти мистерии напоминали знакомые нам комнаты ужасов, а в последней комнате, светлой, танцевали ритуальные пляски.

Однако основой именно драматического театра послужили Великие дионисии. Этот праздник отмечал весь народ. В это время никто не работал. Не ловили и не наказывали преступников – их даже выпускали из тюрьмы на поруки. Знать же вкладывала деньги в пропитание, костюмы и организацию. Подобная «благотворительность» потом имела вес на выборах. Довольно знакомая ситуация, не правда ли?

-3

Еще до восхода солнца все отправлялись к храму Диониса. Солдаты выносили статую бога, и начиналось праздничное шествие. Сначала шли жрецы, затем власть, за ними дети, потом жертвенные животные и следом все остальные. Обойдя весь город, приходили в парк, где устанавливали статую Диониса. Начинались хоровые состязания. Жюри выбирало лучший.

Когда солнце садилось, статую несли в театр, который находился на склоне акрополя. Первоначально представления проходили на небольшой площадке (орхестра), но позднее заметили удобство гористого пейзажа и стали высекать сидения в камне (театрон). Перед началом представления на алтаре Дионису приносили жертву, молодежь переодевалась в свиту Диониса, а затем начиналось драматическое действие.

-4

На каждом празднике Великих Дионисий соревновались три драматурга, каждый из которых должен был представить 4 пьесы: 3 трагедии, объединенные одним мифологическим сюжетом, и 1 сатирову драму. В качестве жюри выступали зрители, а места распределялись следующим образом:

1 место – триумф

2 место – утешительный приз

3 место – полный провал

Первоначально вход в театр был бесплатный, но желающих оказалось так много, что со временем ввели жетоны. По ним на драматические состязания могли попасть даже рабы, если хозяин приобретет им жетоны.

Интересна система подготовки представлений. Главным управителем являлся Архонт. Его выбирала высшая правительственная коллегия, и он становился высшим должностным лицом города. Архонт выступал в роли цензора, отбирая пьесы для состязаний. Часть расходов на постановку, как правило, на себя брало государство. Для остального архонт находил спонсора – хорега. Тот содержал хор, оплачивал обучение актеров и пошив костюмов. Каждый актер играл несколько ролей. Основные исполнял – протагонист. Его тоже выбирал архонт. А всех остальных - первый актер.

Но как в огромном многотысячном театре можно было вообще разглядеть актеров? Об этом древние греки тоже позаботились. Чтобы зритель понимал эмоциональное состояние героя, использовались большие маски, каждая из которых выражала одну конкретную эмоцию: страх, радость, грусть, спокойствие и др. Кроме того, в арсенале актеров были каноничные позы, однозначно говорящие публики о том, что именно происходит.

Огромные маски сильно меняли пропорции тела. Для древнегреческого зрителя это было серьезным недостатком, поэтому для сохранения внешнего соответствия размеров актеры надевали сандалии с толстыми подошвами, чтобы казаться выше, и поддевали «толщинки» для увеличения массы. Как и в трагедиях, в комедиях тоже использовались маски, но они были карикатурными и часто изображали шаржи на известных людей. А костюмы гипертрофированно увеличивали определенные части тела: живот или попу. Этот прием, кстати, используется в некоторых спектаклях до сих пор (к примеру, в «Ведогонь-театре» вы могли видеть «толщинки» в спектаклях «Женитьба Бальзаминова», «Двенадцатая ночь, или Что угодно», «Аромат танго»).

Изначально в древнегреческих трагедиях участвовал лишь один исполнитель. Первым драматургом и актером был Феспид. К сожалению, не сохранилось ни одной его пьесы. Известно лишь, что он играл один в сопровождении хора. Позже поэт-драматург Эсхил ввел второго актера в действие, а Софокл – третьего. Но несмотря на изменения в структуре, главным действующим лицом любой трагедии оставался Хор. Его комментарии и интерпретация каждого эпизода пьесы (который сам по себе был известен наперёд любому греку из мифа, а значит не представлял особого интереса), становились главным критерием оценки мастерства драматурга. Хор состоял из определенного количества человек: в трагедии – 15, в комедии – до 24.

Первые спецэффекты также зародились в Древней Греции. В театральных действах использовались механизмы: эккиклема - площадка на колесах, а также эорема – подъемный механизм на системе блоков. С помощью нее персонажи могли взлететь в небеса! Именно отсюда произошло выражение «Deus ex machina» (бог из машины) – непредсказуемая развязка сюжета из-за вмешательства высших сил, которые, как правило, появлялись как раз с помощью таких механизмов.

-6

Если на минуту представить всё это вместе, в огромном амфитеатре на склоне горы, представление кажется поистине впечатляющим. До сих пор режиссеры часто обращаются к древнегреческой драматургии и стремятся воссоздать формы античного театра, приспособив их к современности. В «Ведогонь-театре» подобных постановок еще не было, но у нас все впереди.

(статья на основе материалов А. Авдеевой и В. Головня)