При отступлении немцы усиленно насаждали в селах и городах своих агентов, поощряли создание различных антисоветских организаций, сколачивали вооруженные банды и группы для диверсионной и террористической деятельности против советских войск.
В августе 1943 года только штаб «Валли» оставил в ранее оккупированных немцами районах до 200 резидентур. Особенно активно использовалось немцами националистическое подполье в западных областях Украины, Белоруссии и в Прибалтийских республиках.
Все это требовало принятия соответствующих мер. В результате проведенных органами контрразведки «Смерш» операций с 20 ноября 1943 года по 20 мая 1944 года на участках 1-го, 2-го, 3-го Украинских фронтов и 1-го Белорусского фронта было арестовано 2943 оуновца и убито 2192, причем только в период с 20 апреля по 20 мая 1944 года ликвидировано 204 банды ОУН.
К примеру, в Венгрии советскими контрразведывательными органами в январе—феврале 1945 года было арестовано 687 диверсантов, подготовленных венгерской партией «Нилош керестеш» («Скрещенные стрелы»).
Серьезную помощь в выявлении оставленных немцами агентов оказывали агенты-опознаватели.
Например, агент-опознаватель «Иван» отдела контрразведки «Смерш» Краснознаменного Балтийского флота в течение 1944 года на территории Прибалтики помог задержать 13 немецких агентов и изменников родины. Кроме того, «Иван» опознал по фотокарточкам многих агентов, которых знал по совместному обучению в трёх разведывательных школах противника.
Большую помощь в захвате сотрудников и агентов вражеских разведывательных органов и школ оказывали зафронтовые агенты, внедренные туда ранее, а также участники действовавшего на оккупированной немцами территории советского подполья, с которыми оперативно-чекистские группы устанавливали связь при освобождении этой территории. Ценные сведения оперативные группы получали при опросе освобождённых из тюрем противника политических заключенных, обслуживающего персонала разведывательных и контрразведывательных органов, лиц, проживавших вблизи мест их расположения, а также в результате работы среди местных жителей и проверки поступивших от них сигналов.
Оперативная группа Управления контрразведки «Смерш» 2-го Прибалтийского фронта, например, установив 57 человек, имевших те или иные связи с персоналом гитлеровской разведывательной школы в г. Валга, собрала при их опросе подробные данные о деятельности этой школы, ее официальных сотрудниках и агентах.
В процессе осмотра помещений, где находились специальные органы противника, оперативным группам удавалось обнаруживать важные документы германских спецслужб. Так, оперативной группой отдела контрразведки «Смерш» 2-й мехармии в местечке Вустрау (Германия), где дислоцировалась пропагандистская школа восточного министерства Германии, было обнаружено 680 негативов фотоснимков фашистских агентов-пропагандистов. По отпечатанным с них фотокарточкам с помощью агентов-опознавателей разыскано более 100 немецких агентов (аналогично с помощью негативов из фотоателье освобождённого г. Сталино были установлены пособники и коллаборационисты из восточных формирований вермахта).
Армейские чекисты осуществили много успешных операций по внедрению агентов в разведывательные центры противника и завязыванию оперативных игр с немецкими спецслужбами.
О масштабах зафронтовой работы свидетельствуют следующие данные. С 1 октября 1943 года по 1 мая 1944 года военной контрразведкой было переброшено в тыл противника 345 агентов, из них 57 внедрились в разведывательные органы и школы противника и добыли ценную информацию. Всего в годы войны органами военной контрразведки направлялось в тыл противника свыше трех тысяч агентов.
Успешно применялась в розыске немецко-фашистских агентов и радио контрразведывательная служба.
В начале 1942 года, например, 2-й спецотдел НКВД СССР выявил деятельность вражеской агентурной радиостанции в тылу Западного фронта. По его ориентировке Особый отдел НКВД Западного фронта создал оперативно-поисковые группы, которые вместе с прибывшими сотрудниками 2-го спецотдела задержали 21 немецкого диверсанта. Диверсанты были одеты в красноармейскую форму.
Действенность мероприятий по борьбе с вражескими агентами можно показать и на следующем примере.
Абверкоманда 104 за время своей работы забросила в наши тылы 150 групп агентов и диверсантов. Как видно из документов противника, только две из этих групп смогли выполнить поставленные перед ними задачи.
О результативности системы выявления и разоблачения, поиска и задержания немецких агентов свидетельствуют итоги работы органов военной контрразведки за годы войны: они выявили и арестовали более 30 тысяч агентов, около 3,5 тысячи диверсантов и свыше 6 тысяч агентов-террористов. Немецкий генерал-фельдмаршал Кейтель впоследствии констатировал: «В ходе войны данные, полученные от агентов, касались только тактической зоны. Мы ни разу не получали данных, которые оказали бы серьезное воздействие на развитие военных операций (в стратегическом плане)».
(Источники: С. Цвигун, Г. К. Цинев, И. Устинов)