Вспоминали старых копщиков. Тех, кто жадничал, постигла печальная участь. Кто-то вернулся в землю, среди них мой напарник Елфим. За две недели до смерти его уволили. Я должен был отдать ему деньги за последнюю могилу, но никак не получалось.
Он позвонил мне с утра, спросил во сколько похороны. Я ответил: подойди к часу, заберёшь деньги у смотрителя, потом на катафалке спустишься до города.
В тот день я работал с Кешей. Одну могилу закопали, поехали на гору, по пути закинули деньги смотрителю и предупредили его, что придёт Елфим.
Елфим подошел к часу, посидел у смотрителя, рассказал, что поедет на север. Катафалка он не дождался и ушёл.
В момент, когда мы спускали гроб, порвалась стропа. Он рухнул вниз, усопшая выпала. Люди охнули. Я с водителем спустился в могилу. Усопшая была тяжелой, и мы долго не могли уложить её в гроб. Мешали глиняные стены, выкопанные с небольшим зазором.
После Кеша свяжет это событие со смертью Елфима. Будто если бы мы не задержались тогда, то встретили бы его и поддержали добрым словом.
В тот день вечером произошло странное явление. В дом через закрытое окно ворвался ветер. Пошевелились шторы, с задержкой в доли секунд заработала сигнализация машины. Она стояла перед окном и по направлению ветра я определил, что он исходил от дома где жил Елфим. Ветер был настолько осязаемым, что его заметила даже супруга. В дом ворвалась зловещая энергия.
На следующий день я узнал, что в это время Елфим звонил друзьям. Никто не взял телефон и не перезвонил. Он настолько сильно огорчился, что выразил сожаленье в предсмертной записке.
В шесть утра позвонила начальница, сообщила об его уходе из жизни. На следующий день мы проводили его.
Первое время, когда я заезжал на кладбище, всегда чувствовал резкий запах перегара в машине. Словно его пьяный дух встречал меня. Как-то я копал могилу в пять утра наклонился, чтобы подобрать лопатой глину и услышал топот сапог. Мне почудилось, что это бежит Елфим. Я вспомнил, как он всегда говорил, Бог простит. Когда нужно разжечь костёр, он тащил крест с мусорного контейнера, разрубал его на щепки, говорил, Бог простит. Дома он кормил двух собак и трёх кошек, а в кладбищенских животных видел конкурентов. На дню несколько раз Елфим совершал жуткие действия и все говорил: Бог простит. Последний его поступок не смог понять никто: ни его друзья, ни его супруга. Только я осмыслил для себя, что он преподал урок.
Даже фатальный лжец и стратег, пробивающий с помощью наглости себе путь, может чему-то научить. Долгие годы рядом с Елфимом я изучил его характер и повадки. Противопоставлял себя ему, думал, я честный и справедливый. Оказалось, что мой образ жизни тоже всего лишь стратегия, способ выживать и прокладывать путь, ориентируясь в окружающем мире. В конце я начал догадываться и повнимательнее приглядывался к Елфиму. Началось мое обучение, последним своим жестоким уроком он доказал, что на самом деле человек осуждающий другого во стократ хуже всякого негодяя и лжеца.
2 часть.