В мировой художественной литературе найдётся немало историй, которые под разными вариациями переходят из одной книги в другую.
Часто авторы обыгрывают похожие ситуации и сюжеты из-за их актуальности, узнаваемости и занимательности – с поправкой на современное время и свою страну, разумеется. Читатели по-разному относятся к этим литературным пассажам; впрочем, в большинстве случаев талантливые писатели добавляют в знакомую историю оригинальную изюминку и таким образом дарят ей второе дыхание.
Все читатели знают самую печальную повесть на свете – историю о Ромео и Джульетте. Самая светлая трагедия Шекспира оказалась настолько смелой, яркой и сильной, что впоследствии некоторые авторы пытались заново переписать драму веронских влюбленных. Советская писательница Г. Н. Щербакова сочинила трогательную повесть «Вам и не снилось» про подростков, которые, влюбившись друг в друга, столкнулись с непониманием родных, пытавшихся их разлучить. Впрочем,финал этой истории получился менее трагичным, чем в драме Шекспира, так как писательница оставила надежду на то, что школьники выжили.
Роман французского писателя Г. Флобера «Мадам Бовари» – классика социально-психологической прозы. История молодой женщины, которую заел провинциальный быт, получилась настолько ужасающе-правдоподобной, что некоторые читатели и критики приняли это произведение в штыки. А через несколько лет Л. Н. Толстой сочинил роман «Анна Каренина», в котором показал глубокий кризис российского общества после отмены крепостного права. Как и мадам Бовари, Каренина, не найдя счастья в незаконной любви, покончила жизнь самоубийством.
Роман французского писателя Э. Сю «Парижские тайны» был новаторским для своего времени. Автор обратил внимание на вопиющие несправедливости социального строя, который ломал жизни людей. В отличие от писателей-романтистов, которые приукрашивали действительность, Сю показал читателям парижские трущобы, нищету, ужасную судьбу униженных и оскорбленных. По тому же пути пошел русский писатель В.В. Крестовский – автор нашумевшего романа «Петербургские тайны». Автор изобразил весь ужас и гнет крепостного права и абсолютное бесправие людей, оказавшихся жертвой этой системы.
Роман «Три мушкетера» считается эталонным в жанре «плаща и шпаги». Это произведение было чрезвычайно популярно в Советском Союзе, так что писательница Н.М. Соротокина под его влиянием написала книгу про приключения неунывающих гардемаринов – «Трое из навигацкой школы». Как и в романе Дюма, в ней есть любовные и политические интриги, которые тесно переплетены друг с другом и сдобрены мягким юмором.