Может и не совсем. Давайте сначала вспомним, как вообще устроена экономика обществ Древнего Востока (до 1-го тыс. до н.э.). А устроена она просто.
Всё хозяйство, как поясняет в своём учебнике древней истории Игорь Михайлович Дьяконов, которое ведут люди той или иной страны этого региона, делится с некоторыми оговорками на два сектора.
а) общинно-частный сектор - древнейшее хозяйство, которое вообще устроил человек, поднявшийся с уровня племени на уровень добрососедских отношений. Сюда включено:
- коллективное общинное владение землёй
- частное личное владение землёй (ветераны и вельможи)
- свободные ремесленники, живущие в городах
б) государственно-храмовый сектор - такой способ организации человек придумал чуть позже, когда изобрёл власть и бюрократов. Сюда включаются:
- земли, напрямую принадлежащие государству, на которых трудятся лично зависимые от государства люди
- земли, дарованные храмам или издревле им принадлежащие
- ремесленники, зависимые от государства
Что-то другое найти в сохранившихся источниках того времени - трудновато. И теперь перед нами встаёт задача выяснить части этих секторов в экономике. Мы получаем, по Дьяконову, удивительную картину:
Есть один путь развития, который доминировал на Армянском нагорье и в Верхней Месопотамии: здесь община долгое время занимает доминирующее положение. государство не способно её сломать и поэтому вынуждено делить рынок примерно напополам. Соответственно, локальные вопросики у себя в округе решает тоже община.
Есть второй путь развития, который доминировал в Междуречье и Эламе. Здесь государственный сектор преобладал, но несущественно. Община заканчивалась медленно и постепенно под влиянием военных захватов и выдачей земель ветеранам.
А есть третий путь развития. Это наш дорогой Египет, один-единственный. Общины здесь не было вообще. Со времён III-IV династии. Последнее её упоминание - в загробной надписи какого-то чиновника, который активно выкупал земли крестьян в Нижней Дельте для государства и очень этим гордился. Видимо, скоро после них община здесь как-то закончилась.
Египетское трудовое эксплуатируемое население, которое, как пишет Берлев, называлось "царские хемуу", то есть царские люди, слуги, что-то вроде наших холопов. До изобретения денежного обмена, то есть примерно до Среднего царства, они получали продуктовый паёк в качестве оплаты своей работы. Чуть позже паёк превратился в долю от выращиваемого зерна - для крестьян и в какое-то подобное снабжение - для ремесленников.
Вельможи, то есть царские чиновники (Египет также не знал традиционной племенной аристократии, и положение человека, кроме периодов смут, определялось его близостью к государству и царю) получали сначала натуральный паёк. То есть буквально ели, что им дают. Время-то голодное. Потом они стали получать поместья, так называемые "части плоти", чтобы кормиться уже от них.
Жрецы кормились от подношений храмам, которые всегда были довольно богатыми, и от своих владений, которые принадлежали храмам с самых древних времён (поскольку Египет делился по сельским общинам, в каждой из которых был свой храм и свои боги). Со временем могущество жрецов сыграет с Египтом злую шутку.
Цари-фараоны вместе со своим двором питались от своей огромной казны, которая чуть позже славилась на весь Древний Восток. Недостатка в чём-то у них не было.
Мертвецы уже не работали, однако уважение к ним было столь велико, что египтяне их кормили даже после смерти. Со временем, впрочем, натуральный паёк заменили стандартной формулой, которая должна была сделать гробницу автоматическим генератором загробного питания.
А теперь о рабах. Слово для них - "баки", так египтяне обозначали всех иноземных или пленных работников. Конечно, даже самые первые цари бурно хвалятся, сколько они захватили рабов, однако замечу, что вплоть до Нового царства египтянам было... особо некого захватывать. Ливийцы или азиаты, кочевники, в работники не годились, были слишком хилые. Нубийцев было очень тяжело доставлять из-за суровых нильских порогов. А больше воевать - не с кем. Большую часть своей истории Египет провёл в изоляции, и прямо рабами-рабами владели немногие. Даже если владели, то, судя по источникам Дьяконова, они просто включались в состав государственной общины с поражёнными правами.
Серьёзное, массовое рабовладение пришло в Египет только тогда, когда он сбросил гиксосское владычество и захватил сферу влияния гиксосского мегагосударства, выйдя на границы с передовыми державами того времени: хеттами, митаннийцами и вавилонянами. То есть в начале Нового царства. К концу этой эпохи рабами владели уже даже самые простые люди: ремесленники или крестьяне.
И вот понятное дело, что когда все земледельцы и ремесленники лично зависимы от государства и произвола его чиновников, очень тянет крикнуть "Рабство!" и начать бунтовать против царя и его прислужников. Проблема здесь заключается в том, что бунтовать против зависимостей египтяне вплоть до Нового царства не особенно-то и хотели. Государство было для них оплотом стабильности и порядка (маат), чем-то с одной стороны естественным, с другой - поддерживающим Вселенную образованием. А царская особа, которую ближе к Новому царству станут называть в народе фараоном по одному из титулов - это натуральное живое божество и ребёнок божества, средоточие мировой сакральности и вообще существо, которому не западло подчиняться. Египетские подданные от вельможи до крестьянина - в смысле, рождённые здесь, в Та-Кемет, благословенной богами земле - равны в своём холопстве перед священным царём.
Автор - Андрей Гуренко