Найти тему
@uspeh_rebenka

Как развивается цифровая зависимость у ребенка

Оглавление

Уважаемые родители, я искренне надеюсь, что эта проблема вообще вас не коснётся. И не придётся в вопросе как то разбираться. Тем не менее, сейчас на каждого ребёнка в среднем более 1 экрана.

Кто то спокойно переключится на движение по реальной жизни. А кто то рискует застрять онлайн. Одни вырастут очень успешными людьми, а другие годами не cмогут выбраться из жизненных трудностей и компенсируют это зависимостями.

На данный момент по различным исследованиям от 12 до 25% людей по всему миру страдает игровой зависимостью. Поскольку проблема с каждым годом всё очевиднее, в январе 2022 года игровая зависимость включена в справочник МКБ-11 по рекомендации Всемирной организации здравоохранения.

Все это - в значительной мере результат родительского воспитания. Специалисту сразу видны закономерности поведения, тревожные признаки саморазрушения. Но в рамках семьи часто на важные звонки нет эффективной реакции.

Если о воспитании говорить в срезе тематики блога, то

цифровое поведение ребёнка - это следствие.

Задача данного ресурса - распутывать клубок причин, помогать родителям выбирать самые работающие модели, отказываясь от тех, которые к целям не приближают, помогать в этих механизмах разобраться. Мы обсуждаем это в каждой статье и будем продолжать.

Делать это рано или поздно придется всем, в чьей семье растет ребенок поколения Z и Альфа. Об этом есть отдельная статья, прочитайте. (Поколение Z)

Почему?

Сейчас воспользуюсь авто аналогией, чтобы мужской аудитории было понятней. Все же не только мамы должны заниматься этой проблематикой.

Одно из условий, которое ведет в результатам - согласованная позиция взрослых.

Поэтому, прежде чем что то менять в жизненном распорядке ребенка и вводить/отменять правила, необходимо их обсудить со всеми взрослыми. Чтобы позиция по основным точкам воспитания в семье была единой. Потому что несогласованность родительской стратегии влечёт ещё большую путаницу в голове ребёнка как все-таки правильно.

Представим поток автомобилей, которые выехали утром. А на дороге гололед. Те, кто переобулся - тот проблем не испытывает. Едет дальше к своим целям. А кто то рискует оказаться на обочине. Виной всему - внешний фактор.

Теперь спроецируем на повальную цифровизацию, в которой растут наши дети. Невозможно это отрицать или как то бороться. Тотальное число экранов отвлекает внимание наших детей. И затягивает, потому что над этими системами вовлечения работают профессионалы, владеющие знаниями психологии и нейрофизиологии.

Просто надо быть готовыми к гололеду. Чтобы не "вляпаться" в проблемы. Понимать, что легче всего вовремя переобуть резину. И знать трудности, с которыми можно столкнуться на этом пути.

Для родителей, которые пропустят через фильтр своего восприятия и как то применят информацию, которую я даю, - вероятность столкнуться с аварией в разы меньше. Просто понимание процессов, которые происходят с нашими детьми, и главное, то, как взаимодействовать с ребенком, даст результат.

Стадии развития зависимости

В блоге мы работаем не только с игровой зависимостью. Мы расширяем проблему до цифровой зависимости в целом. Потому что ребёнок может не играть в игры, но испытывать тотальную зависимость от соц сетей или общения в чатах. И по сути, это сейчас происходит с каждым подростком.

Вообше, цифровое поведение ребёнка - это следствие.

Так вот задача данного блога - распутывать клубок причин. Вся тематика строится на этом - выбор правильных моделей и разбор ошибочных.

Дети не сразу становятся заядлыми игроманами. Процесс формирования зависимости весьма длительный. Сначала ребёнок знакомится с игрой, её правилами, вымышленным миром, примеряет на себя новые роли, смотрит подходит или не подходит это для него.

Стадия заинтересованности

В этих двух стадиях находятся все современные дети. Познавательный интерес ребенка тащит его осваивать мир. В том числе цифровой. И проблемы сильной тут нет. Главное, освоив пространство, начинать использовать его в своих целях и для своей реализации. Но многое рискуют застрять, сливая жизнь.

Здесь ещё нет маниакального желания, поэтому и опасности как таковой нет. Если ваш ребёнок играет ограниченное время, легко отказывается от гаджета в пользу других занятий, то переживать и ругаться с ним по поводу этого не стоит.

Вот в этой стадии все зависит от поведения взрослых. Именно в этой стадии мы детально разбираемся: "Как грамотно себя вести".

У меня самой старшему ребенку 8 лет. И он так же тут.

То есть, упрощая материал. У ребенка есть интерес. Но и куча других интересов. На которые он легко может переключиться.

Понятно, что этот процесс в постоянной динамике. У ребёнка каждый день новые интересы, что то привлекает больше, а к чему то он(она) охладевает и теряет мотивацию. Главное, заметить, если ребёнок начинает ‘залипать’ на чем то конкретном и втягиваться.

Стадия увлечённости

Первый звоночек для родителей. Мир фантазии интересует ребенка/подростка всё больше, хочется поиграть чуть подольше, «ещё пять минуточек». Ребёнок пока способен отказаться от экрана, но стремление вернуться туда снова возникает всё чаще.

В чем главное отличие? Если в стадии интереса ребёнку быстро наскучивает и он бежит искать что то новенькое. То здесь он продолжает углубляться в ‘выбранный мир’ и начинает в нем развиваться как то. В игре - новые уровни и новые скиллы у героя, в соц сетях - лайки, друзья, фото, в чатах - эмоции от общения.

Ребенок привязывается к этим эмоциям, удовольствию, которое он там получает. А кайф от остальной жизни ослабевает. И начинается тяга «туда».

Важно понимать, что запрет вызовет только больший протест, а желание — усилится. Если на этом этапе упустить время, зависимость довольно быстро перерастёт в следующую стадию.

Вот тут нам нужно быть готовыми к гололеду. Тем, кто вовремя переобует зимнюю резину будет легче. Потому что рано или поздно все подойдут к подростковому возрасту. А кто то уже..

И мы уже с вами будем ехать не по дороге, а по тонкому льду. И в случае разрыва эмоционального контакта со своим ребенком, мы окажемся на разных льдинах Родитель, как значимый взрослый, просто отдалится (или вылетит со свистом, если в детстве было много силовых методов, которые присутствуют в памяти) из психологической поля ребенка. Влиять будет будет очень сложно.

Если кратко об этой стадии - ребенок начинает увлекаться чем то одним. Определенная игра, конкретное приложение, чат определенной группы детей, из которого он(она) не вылазит часами. То есть он втягивается.

Уважаемые родители!

Если вы обнаружили своего ребенка во второй стадии, то инструкция для вас:

1. Не начинать орать, предьявлять. Эту тему мы подробно разбираем в тематике реакционного воспитания.

2. Не вводить жестких лимитов по экранке, если раньше их не было. То есть не менять жестко привычный уклад - это вызывает сопротивление, протест, начало боевых действий. Вам сейчас это не нужно! Это путь в никуда. Об этом есть детальные статьи.

3. Ваш ребенок не виноват. Это не его вина, что он растет в цифровом мире с рождения. Он просто не умеет управлять удовольствием и своим вниманием. И ВАША задача его этому последовательно учить.

4. Самое главное - каждый шаг - не из эмоций в состоянии кипящего чайника, а продуманная последовательность действий, направленная на конкретную цель.

Следующие 2 стадии - стадия зависимости и стадия клинической зависимости.

Об этом мы будем продолжать говорить, разбирать ошибки и я буду продолжать давать самые эффективные и результативные методы, основанные на современной практической детской психологии.

Вопросы и истории по проблеме цифрового поведения ребенка отправляйте на разбор uspeh.rebenka@yandex.ru. Вы получите подробный ответ с рекомендациями.

Следующий пост "Ошибки воспитания 2"