Найти тему

К 11-12 вв. славяне уже жили на Дону

Оглавление

Древние славяне, хазары, болгары и аланы дали истории малоизученный образец компактного сосуществования различных этнокультурных групп. Перед нами предстает многогранная история региона, находящегося на стыке Европы и Азии, кочевых и земледельческих цивилизаций. В 11-12 вв на Дону проживают потомки такого удачного содружества. Между тем, со времен укоренения в этой области могущества Рюриковичей историю записывают для потомков таким образом, чтобы показать: «руси» были чужды те, кто проживал на Дону. Мол, «поганые» хищные степняки… Варяги внушали это тем славянам, которых завоевали…

Славяне на Среднем Дону. Источник – https://clck.ru/at8ud
Славяне на Среднем Дону. Источник – https://clck.ru/at8ud

Неужели в 11-12 веках Дон впервые колонизируется славянами? Нет. Они тут были…

Новый взгляд на историю казачества

В своей диссертации «Славяне на Дону VIII – начала XII вв» Валерий Цечоев обращает внимание на 1 факт. Сейчас неспроста повышается интерес к проблематике истоков казачества. Все больше ученых склоняется к тому, что культура этой социокультурной группы – продолженные во времени Роменско-Боршевские и Салтово-Маяцкие традиции. Версию историков и археологов подтверждают специалисты по изучению языков, обнаружившие у малороссов, татар, чувашей и частично у осетин общие слова. Пусть их очень мало, но достаточно, чтобы доказать: речь о едином культурном пространстве 8-нач. 11 вв. (до прихода половцев), на котором не обнаружено следов пожаров и военных столкновений. Разве что была стычка с проходящими мадьярами…

Традиция нигде не прерывается. К западу прослеживаются следы Волынцевской культуры – уже типично «северской». О. Сухобоков давно предлагает рассматривать роменско-боршевскую и волынцевскую культуры «единым комплексом», а не зачитываться прославляющими чужаков-Рюриковичей «летописями», от которых, почему-то, «пляшет» вся восточнославянская история. Доказана уже и идентичность всех указанных культур Именьковскому материальному комплексу. А это еще один «колокольчик» в пользу того, что предки тех, кого назовут «русичи», связаны одинаково сильно как с балтославянским миром, так с «первым» гунно-сарматским и аланским. А вот с финноязычными народностями связаны как раз лишь Рюриковичи – 56% совпадения генов их потомков с генами финских народностей, больше всего собственно с финнами и карелами!!!

Сейчас уже мало кого из исследователей устраивает взгляд, пропагандирующий сложение донского казачества из каких-то непонятных «бродников», обогащенных беглыми крепостными.

Найденные на Нижнем Дону орудия рыболовства из поселений европеоидов. Источник – https://clck.ru/at8wc
Найденные на Нижнем Дону орудия рыболовства из поселений европеоидов. Источник – https://clck.ru/at8wc

Археологические находки

«Копатели» давно убедились, что в 1-й половине 12 века вокруг устья Дона было не менее 20 стационарных поселений (большинство – рыбацкие деревушки), в которых проживали люди европеоидного типа. То есть не уралиды или тураниды (как многим хочется считать). А нордиды.

Беглые крепостные? Но тогда и крепостничества еще не сложилось. Люди тут жили со 2-й половины 8 века. И не раз упоминается (то франками, то арабами), что у них был «каганат»…

«Старые» и «новые» славяне

Разумеется, еще в 11 веке сюда хлынул небольшой поток «русичей» (или «русинов»). Однако это не значит, что до них тут вообще не было славян или хотя бы ассимилянта славян с сарматами (а именно о детях от таких браков говорит во многих своих книгах Лев Гумилев, называя «северян»). Потому что присутствие одного и того же народа доказывается как непрерывное – пусть и не с первых веков нашей эры (как считал Лев Николаевич), но с VIII столетия. В. Цычоев уверен: на западе территориальные рамки донских славян начинаются в междуречье Днепра и Северского Донца, на востоке заканчиваются Волго-Донским междуречьем и Кумо-Манычской впадиной.

«Повесть временных лет», рассказывая о ранней истории славян, дает пределы расселения северян так: «А друзии седоша по Десне, и по Сами (Сейм), по Суле, и нарекашася север». Сдается мне, произведение не ставило целью внести в вопрос ясность. Летопись, к примеру, непонятно на каком основании возводит радимичей и вятичей к «ляхам». Хотя их материальный комплекс сильнее родственен северянам. Так что Средний и Нижний Дон были каким-то образом связаны своей «модой» еще и с Верхним Доном. И это тоже стоит учитывать.

Многонациональное княжество Тмутаракань (конец 10 – конец 11 веков). Источник – https://clck.ru/at8yn
Многонациональное княжество Тмутаракань (конец 10 – конец 11 веков). Источник – https://clck.ru/at8yn

«Козаре»

Д.и.н. Анатолий Винников обращает внимание: изучая технику обработки дерева во время строительства первых городищ по всему Дону, археологи убедились в том, что техника эта характерная «славянская». Повсюду присутствуют и так называемые «западины», остатки жилых или хозяйственных полуземлянок.

Укрепления, характерные для северян Среднего Дона и «козар» Нижнего Дона. Архив автора
Укрепления, характерные для северян Среднего Дона и «козар» Нижнего Дона. Архив автора

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Возможно будет интересно почитать:

ТОП-5 блюд Древнего Египта и чем их запивали

О том, кто такой «брат»: кровный родственник или «участник братства»

Поволжье было хорошо обитаемо всегда. О чем рассказала миру Куйбышевская экспедиция

Лакцы и даргинцы – особая ветвь аборигенов на юго-востоке Северного Кавказа