Найти тему
Наталия Ефимова

О роли интеллигенции в российско-украинском конфликте

Соглашусь с Кареном Шахназаровым в том, что не стоит одной краской мазать всю российскую интеллигенцию. Ведь врачи, инженеры, учителя, ученые - ее значительная часть. Да и мы с вами, прямо скажем, не шпалы укладываем. Другой вопрос, как заметил его коллега - вряд ли к ней можно отнести новую "пятую власть" (или тех, кто себя ею назначил) - шоу-бизнес с его тик-токерами и им подобными.

И эту точку зрения я готова разделить.

Дальше в дискуссии, которую многие из вас наблюдали, все же возник полемический момент. Карен Георгиевич сказал, что движение пацифистов вполне естественно в такие времена.

Вот здесь моя линия партии слегка заколебалась.

Вряд ли среди вас есть хоть один человек, который бы нормально, спокойно - назовем это нейтральным словом "положительно" - относился к тому, что сейчас происходит.

Мы все в одночасье взошли на Голгофу.

Но трагедия, участниками которой мы себя ощутили, имеет, на мой взгляд, мало отношения к тому, что чувствовали люди, выходившие против войны во Вьетнаме, или стоявшие, взявшись за руки, на мосту через реку Сава в Белграде, чтобы натовские самолеты остереглись его бомбить.

В мое время мы вообще не произносили слово "пацифизм".

Мы знали, что такое борьба за мир.

И понимали, что достижение мира возможно лишь путем сраженья за него.

Однако в нашей жизни в СССР у общества были идеалы, которые принимали практически все. А сейчас интеллигенция как бы одна, а понимания прекрасного даже внутри ее самой совершенно разные.

Я понимаю, почему Донбасс захотел отгородиться от Киева. Причем, думаю, случилось это задолго до майдана. Знакома с психологией западенцев не по книжкам, да в наших учебниках и не было слова "бандеровец". Мой отец после войны вместе с мамой, которую он забрал из их далекого Алтая, поехал добивать лесных братьев. И я помню рассказы, от которых леденеет кровь - о том, что творили эти нелюди с теми, кого они считали врагами. Молоденький солдатик, сваренный заживо в кипятке, не выдумка документалистов. И моя мама болела всю жизнь от последствий яда, которым ее "угостили" в местном госпитале, узнав, что она жена командира. Еле вытащил с того света местный частный врач - за офицерский паек, водку и селедку, как шутили родители.

Когда могли уже шутить на эту тему.

Русский мир для меня - моя жизнь, воздух, которым я живу. Оказавшись надолго в Нью-Йорке, каждый вечер, заходя в дом, включала видеомагнитофон, где крутилась одна кассета. "Ирония судьбы". Другой не привезла.

Я всю ее наизусть могу пересказать. И не переношу, когда кто-то при мне произносит, коверкая и иронизируя, слова "русский мир". Для меня это действительно целый мир. Большой, родной, загадочный, святой.

Хорошо понимаю, что люди, у которых вместо зрачков доллары, не верят ни в какую молодую демократию. Но отлично умеют разводить лохов.

Мне обидно, что на их удочку попались мои соседи, родственники, друзья.

И я не выйду ни какие митинги с теми представителями интеллигенции, которые, глядя мне в глаза, будут рассказывать, что это другое.

Вернусь к Карену Георгиевичу, у которого есть сын Иван, на котором, как мне кажется, природа не отдохнула. Дочь показала мне короткометражку "Без слов", которую он снял. И на меня она произвела впечатление.

Хотя в аудитории, где ее показывали, этот маленький фильм о случае на войне, тоже вызвал полемику, во многом неожиданную для меня.

Всего 12 минут. Найдите их, пожалуйста, если захотите.

Кстати, вечером по телевизору должна пройти премьера фильма "Уроки фарси", во время которого дочери выпало счастье впервые в жизни работать ассистентом по актерам. Жду впечатлений и вопросов, если такие возникнут. Фильм выдвигали на "Оскар", однако будучи снят совершенно разнопестрой международной командой, вызвал у них местной комиссии вопросы. И на конкурс не попал.