Предподростковый кризис (10-12 лет)
Да, да. И такой тоже есть…
К концу младшего школьного возраста, а это 10-11 лет место и значение учебной деятельности меняется.
Ребёнок уже понял, что такое быть учеником, он полностью удовлетворил потребность в позиции взрослого и теперь уже понимает, что не так уж это и приятно. Примерный период данного явления - четвертый класс, однако все исключительно индивидуально. Многие путают проявления ребёнка с подростковым возрастом и его кризисом. Данный период и правда очень похож на пубертат, однако протекает иначе.
Наиболее явное снижение желания учиться, самый распространённый сигнал о начале перестройки убеждений и представлений ребёнка. Этот сигнал более ярким будет у тех, у кого не сформирован познавательный мотив изначально. Ложное представление об ценности учебной деятельности теряет свою значимость, а значит и обучение уже не является важным.
То есть, ребёнку не доставляет удовольствие открытие нового знания, а учился он хорошо, потому что мама так сказала, или потому что учитель его при всех хвалил только за пятерки.
К тому же, появляется потребность в признании его в мире взрослых. Теперь то, что о нем думают сверстники и родители, определяет его отношение к себе.
Это как раз отголоски того самого подросткового кризиса, но ведь данные изменения вполне логичны.
Ребёнок развивается не только физически, его психические процессы, причём абсолютно все, коренным образом меняются. Теперь уже совсем не малыш начинает понимать более сложные механизмы жизни и ее восприятия, правда пока только в элементарных проявлениях, от сюда и "бунт на корабле".
Именно поэтому, в данном возрасте так важно хвалить ребёнка, поддерживать, помогать в принятии решений и быть рядом. Самая удачная позиция родителя в этот момент - дружеская, приближенная к равенству между взрослым и ребёнком, соблюдая при этом некие границы.
Несомненно, крайне сложно признать взрослым того, кто полностью не несёт за себя ответственность. Однако, если у родителей получится приблизиться к данному общению, то конфликтов, взрывных реакций и отказа от необходимых обязанностей у ребёнка станет в разы меньше.
Примеры из практики:
Мама 10 - летней девочки Алисы
Моя дочь резко, будто превратилась в приведение. Перестала со мной открыто делиться своей жизнью, огонёк в глазах пропал, на все что было ранее важным ей теперь все равно. Я боюсь, потому что мне кажется, что я теряю своего ребёнка.
Психолог:
Обратите внимание на общую атмосферу в доме. На сколько отношения между членами семьи доброжелательные и открытые, как раньше.
Скорее всего Алиса на данный момент напугана тем новым, что наполняет ее буквально каждый день. То, что нравилось раньше, уже не нравится. Появились новые интересы и вообще на все девочка смотрит будто бы другими глазами. Ей, конечно, страшно и непонятно все то, что происходит в данный момент. И если дома присутствует напряжение, оно же и не позволяет ей открыться перед вами, как было раньше.
Постарайтесь подобрать момент для диалога с ребёнком в дружеском стиле, показав тем самым, что вы рядом и вы ее понимаете, более того готовы помочь. Постарайтесь наладить дома доброжелательный фон. В таких условиях, Алисе будет легче переживать вместе с вами внутренние изменения. (Данная проблема решилась после 1 беседу с девочкой и мамой по отдельности).
Мама 11-летнего мальчика Вовы.
Он просто невыносим. Каждый день вызывают в школу, начал грубить взрослым, слов не понимает, у меня ощущение, что я сама скоро просто слягу. Я не справляюсь со своим ребёнком.
Психолог:
Ваш ребёнок вошёл в активную фазу взросления. Можно сказать, он играет роль взрослого человека, копируя значимого, то есть Вас или Вашего мужа.
Обратите внимание на своё поведение и общение с близкими.
При конфликтах с ребёнком старайтесь объяснять причины своего поведения и последствия его поведения. Больше диалога, больше объяснений поможет Вам справиться.
#дети #для родителей #детская психология #начальная школа