Корейские дорамы (так, если вкратце, называются их сериалы) завоёвывают мир - буквально недавно на стриминговой платформе Netflix вышел абсурдный комедийный зомби-проект "Мы все мертвы", почти сходу завоевавший общемировую популярность и ставший поводом для сетевых обсуждений миллионов зрителей. Ажиотаж вокруг сериала - заслуга не только самой дорамы, но и всей гигантской, поистине всеобъемлющей индустрии южнокорейских многосерийных медиа. Сделавшись одним из главнейших экспортных товаров Южной Кореи на мировую медийную арену, к началу 2020-ых г.г. они стали одним из ключевых аспектов всего планетарного сериалопроизводства и визитной карточкой в культуру эту страны.
Но вот прикол - наблюдая за своим ровесниками, увлекающимся дорамами (а также аниме - и об их с дорамами сходстве речь зайдёт и дальше), я заметила, что в России дорамы и их фэндом (то есть коммьюнити по интересам) чаще всего являются уделом немногочисленных и зачастую, к сожалению, маргинализированных молодых людей, третируемых ровесниками и словно пытающихся сбежать в иную реальность от сего мира. Дабы отследить эту закономерность, я решила ознакомиться с миром причудливых корейских сериалов и их уникальной эстетикой и понять, что же так привлекает моих одногодок (я чуть старше 20 лет) в их вселенных.
Глянец правит бал
Давайте сразу определимся, что с самого первого взгляда привлекает людей в том или ином продукте. Сюжет? Но с самого начала всё как правило непонятно (а если смотришь условный артхаус - мыслях о нормальном сценарии лучше сразу гордо удалиться).
Персонажи? Аналогично, изначально никто не в курсе, как поведёт себя перо сценариста.
Нет, изначально в аудиовизуальных продуктах - в том числе фильмах и сериалах - людей привлекает именно внешняя часть, точнее, её эстетика - то, что определяет для зрителя основную ценность при знакомстве с новым цельным миром. Именно на это представление чел проецирует свои дальнейшие впечатления от сюжета и персонажей, именно в рамках этого паттерна воспринимает происходящее на экране - и, ясен-красен, следит, дабы все элементы паззла смотрелись органично относительно визуального фона.
Если взять пресловутые западные сериалы, то первое, что бросается в глаза зрителю - отсутствие единого стиля. Каждый сериал выглядит по-своему, у всех своя атмосфера, свой вайб, свой метод показа персонажей, декораций, реквизита.
Свайп в сторону дорам - и здесь уже чувствуется восточный колорит с примесью современного вайба.
Прежде всего, самая картинка как таковая - в корейских дорамах и иже с ними нет авторской небрежности или, наоборот, скованности. Камера сопровождает героев, снимая их так, словно снимает непрерывное реалити-шоу. Отлаженная оптика, чёткие углы, плавные линии, невероятное отношение к деталям - даже в остросоциальные проектах вы не увидите грязь и слякоть. Даже при разговоре на темы бедности и нищеты зрителям будут предлагать смотреть на красочный, яркий визуал, коий по реалистичности не будет уступать и самой реальности.
Такой подход свойственен почти всем дорамам, и дело в продюсерском подходе.
Южнокорейские студийные боссы прекрасно понимают, что тягаться с западными индустриями по бюджетам и известности они не в состоянии, потому-то и делают упор на красивую внешность своих проектов, создавая своим проектам единый эстетический фон и обеспечивая им внешнюю узнаваемость без разделения по конкретным сериям.
Неважно, какой жанр или рейтинг, комедию или драму смотрит зритель - перед ним всегда будет разворачиваться максимально одномерное представление с виртуозной операторской работой, отточенным стилем и детализированной "заморочкой" над интерьером - создатели дорам прекрасно понимают, что мало поместить персонажей в красивую картинку, нужно придать ей ещё и отдельные нюансы, а потому и одаривают бытовую отделку изяществом и утонченностью.
Для западных и российских зрителей такое внимание к визуализации необычно - в то время как их сериалы что есть сил пытаются воспроизвести дотошную реальность на экране, корейские медийщики плевать хотели на устоявшиеся правила, отдавая потребителям эпизоды, снятые будто в формате рекламы с её нарочито подчёркнутой искусственностью или фотосета для голливудских звёзд.
То, что обычно в кадре выглядит нереалистично - выглядит реалистично. То, что являет реальность, обретает внешнюю схожесть с кукольным домиком и формирует для искушённого зрителя отдельную идеальную реальность, увлекая его за собой в глянцевый, словно смеющийся над несовершенством западных сериалов мир.
И это работает.
Сад живых кукол
О
Но картинка, какой бы сказочно-приторной и уникально-дерзкой бы ни была, попросту не работала бы без людей - надо ведь вокруг кого-то выстраивать сюжет, должны же кому-то доверять и с кем-то ассоциировать себя людям. Фишка, однако, в том, что простые актеры смотрелись бы в реалиях дорам-декораций слишком просто, слишком серьёзно - и такой контраст выбивал бы зрителей из колеи, сбивал бы их с толку.
Тогда продюсеры и решили уподобить персонажей картинке, сделав их буквально моделями в кадре, дабы люди в ролях тех или иных персонажей выглядели аутентично среди окружающей их ванили.
На помощь приходит старая добрая бьюти-индустрия и цветокор. Последний за счёт сглаживания цветовых контрастов как бы реализует существование актеров и окружения вокруг них минимально противоречивым, делая их единым целым в глазах зрителей - дабы те воспринимали происходящее так же, как условное аниме, в визуале которого тоже есть свои внешние законы и правила, которым, в том числе, подчиняются и персонажи.
Что до косметики и одежды, они делают актеров натурально схожими с куклами, обеспечивая им предельно модельные облики и выразительные репрезентации. Как и в случае с интерьером, над деталями идёт активная творческая работа - прически, цвет и форма ногтей, походка в кадре, взгляд, жесты, мимика -ничто не должно идти против общей гармонии кадра, всё должно иметь привлекательность уровня выхода на красную дорожку.
И самый главный элемент этого шоу, буквально вишенка с кремом на вершине торта - т.н. айдолы.
Айдолы - так называют представителей медиа-феномена Южной Кореи, ярких, динамичных, подчёркнуто оптимистичных певцов и артистов, привлекающих своими шоу миллионы людей и с помощью продюсерских центров в одночасье становящимися звёздами государственного масштаба. Знаменитый на весь мир бойз-бенд"BTS" - из той же оперы.
Ничего удивительного, что для ведущих ролей в дорамах зачастую касты пополняются именно ими, айдолами - как теми, для кого присутствие в кадре всегда шоу, кто давно выучил правила бизнеса и ведёт себя именно так, как и требует продюсер.
Модные, трендовые, обаятельные, они производят впечатление лучшего друга любого человека на Земле, каким бы затюканным и затравленный он ни был - а их концертная динамичность и располагающее к ним дружелюбие выгодно контрастирует с отрешенностью их коллег по сериалу, не способных передать те же эмоции и так же передать зрителям суть своих "картонно-цветастых" персонажей.
И здесь кроется одна из излюбленных уловок,на которую сознательно ведутся зрители - поскольку в кадре люди, внешне схожие с куклами, средь игрушечных декораций, любая их эмоция, любое проявление чувств будет восприниматься как нечто не от мира сего.
Создатели дорам осознают это - и актеры отыгрывают свои образы словно по одному типажу, по схеме "фоном ноль эмоций, но в моменты всплеска чувств по сценарию - гипертрофированные мимика и жесты".
Это нравится поклонникам.
Гиперболизированные действия радуют фанатов, как движения роботов или игрушечных куколок приводят в восторг детей.
Ровный, спокойный фон, отрешенные от суетливости мира персонажи, царство застывшей киноплёнки - и вдруг слишком резкий смех, чересчур активные жесты, невероятно вычурная мимика.
Пока в западных и российских фильмах и сериалах вовсю пытаются повторить реальный мир, корейцы воспроизводят его лишь поверхностно, фактически создавая собственную его версию, будто с обложки, формируя собственную общеузнаваемую стилистику и населяя её уникальными образами модельных кукол, словно сошедших с эстетик-фото для Инстаграм.
Реальные люди себя так попросту не ведут, так не разговариют - но куклам в образе людей простительно. В конце концов, это идеальный мир с совершенными людьми - своими правилами и уловностями.
И, кстати, об условностях.
Сюжет.
Да, сюжет в дорамах тоже имеется.
И да, над ним тоже колдуют по-своему.
Если коротко - условность правит бал.
(помните, я предупреждала о схожести аниме и дорам. именно об этом сейчас и расскажу).
В общем, возьмите любую дораму - каким бы не был её сценарий, драматургия, сюжет (нет, сюжет и сценарий не одно и то же, сюрпрайз!), композиционная целостность творящегося на экране будет зависеть от одной или больше условности/условностей.
Аналогия с аниме не просто так.
Аниме-индустрия в её текущем виде - кладезь всевозможных сюжетов, изобилующих пресловутыми условностями, самыми разнообразными допущениями, порой - откровенно фантастического характера (даже если само аниме к фантастике не имеет никакого отношения)
Условностей в сюжете порой так много,что они сами становятся устойчивыми клише -и порой формирую целые жанры.
От школьников, попадающих в дурацкие фэнтезийные миры и обзаводящиеся личными гаремами и прислугой (м-да уж) до явных ляпов, на которые никто не обращает внимания - но которые при этом двигают сюжет дальше.
По схожему принципу устроены и дорамы. Неважно, что станет центром притяжения для персонажей и причиной недосыпа от беспокойства за любимых экранных героев для зрителей, условности всё равно будут маячить на горизонте.
И это не просто однотипные клише,нет.
Это полноценные сюжетные ходы, которые напрямую влияют на сюжет и оказывают воздействие на рокировки персонажей сериалов и фильмов.
При этом, стоит отдать им должное, дорамы при всей своей абсурдности и нелепости стараются отвечать на вызовы современного общества, демонстрируя проблемы социальной неустроенности южнокорейского общества - от бедности до коррупции, от школьного буллинга до студенческого лицемерия. Если по картинке дорам и можно сделать вывод о засилье продюсеров в медиа Южной Кореи, то по сценариям - об актуальности для этой необычной страны тех или иных мировых социалок и о месте государства на современной общественной карте.
Край для изгоев
Итак, разбор дорам как медиа-феномена подходит к концу.
Резюмируя всё вышесказанное: дорамы - идеальный ванильный продукт цифровой эпохи, чья глянцевая нереалистичность вкупе с образами айдолов и неповторимой аудиовизуальной культурой сормировало собственную медийную нишу и запрос на соответствующую картинку среди пользователей Сети.
Звучит несколько скучновато, но изумление вызывает вовсе не это.
Удивляет, почему конкретно в России дорамы стали фэндомом для притесняемых и обижаемых -и до сих пор подвергаются насмешкам.
Здесь - небольшой урок истории.
Как известно, почти вся современная массовая культура (не вся,но в большинстве своём) - дело рук западной развлекательной индустрии.
Этому способствовало как распространение английского языка по всему миру в результате колонизации иных стран и даже континентов великими европейскими державами, так и почти нарочитая стандартизация тем фильмов, пультов и сериалов - темы, поднимаемые в них, просты, понятны во всём мире независимо от контекста и не требуют специального знакомства с американской культурой.
Во всём мире смотрят Микки-Мауса и Marvel, ждут новые сезоны "Ведьмака" и фильмы по "Звёздным войнам".
Не обошла чаша сия и РФ.
В конце 90-ых и начале нулевых в страну хлынуло наследие западного фасада жизни -и вот уже я, пишущая сейчас этот текст, во многом взращена именно на западной культуре, пользуюсь американскими гаджетами и имею американских кумиров (преимущественно вымышленных, ха!) в качестве своих кумиров.
Так создавалась конъюнктура.
Во многом масскульт оказал влияние и на поступки реальных людей.
На то, как одеваться.
Как слушать музыку.
Как пить чай.
Как заводить знакомства.
Как взаимодействовать с людьми.
Как вести себя в Сети.
И потихоньку реальность сдалась. Она уже не оказывала на масскульт реальное влияние, более того - сама начала подстраиваться под узнаваемые медиа.
Реальность и вымысел на экране окончательно смешались, а наступление эпохи виртуальной глобализации лишь завершило начатую консолидацию правды и мифа.
А теперь представьте людей, которые по каким-то причинам становятся своего рода изгоями, выпадают из привычной сетки координат.
Которые не чувствуют себя сегментом мозаики.
Которым претит окружающая действительность.
Добавьте к этому подростковый возраст - школьники, студенты. Юность. Время сопротивления системе и поиска себя в в мире, что правила были сформированы ещё до твоего рождения.
Прибавьте впечатлительность и наблюдательность, свойственные людям, начинающим свой путь в мире.
И не забудьте о чудовищном ответе, которым мир может отреагировать на этих "отщепенцев" - неприятие ровесниками, непонимание со стороны своего же поколения.
Что сделают люди, обнаружившие себя изгоями, нуждающиеся в поиске собственной идентичности?
Скорее всего, уйдут в эскапизм.
В мир грёз.
Туда, где будут только они, их мысли и бесконечное принятие их мировоззрения.
Уйдут ли они в мир медиа? Да! Западных? Российских? Едва ли! Ведь те так похожи своей реалистичностью на мир вокруг - и так неприветливы и неуютны.
Остаётся мир дорам.
Неведомых, но именно этим-то и привлекательных.
Уютный, красивый, добрый мир, где царят улыбки, где нет привычной суеты привычного мира и где нет пресловутой реалистичности.
Отпечаток иной реальности с её условностями и правилами.
Место, где никто не засмеёт и никто не укажет пальцем с пренебрежительным смехом.
И плевать,что кто-то кричит, мол "аниме и дорамы для узкоглазых и """""ок" - оказавшись в новой для себя среде, бывшие изгои перестают чувствовать себя и определять себя лишь в этом качестве.
Любимые персонажи придают уверенности в себе, а сама мысль о принадлежности к столь малоизвестной и ненавистной многими субкультуре делают тех, кто ещё недавно ощущал себя маргиналами, делают более значимыми в собственных глазах.
На этом фоне беспрестанные и откровенно архаичные попытки запретить аниме и корейские дорамы в Рунете смотрятся столь же неактуально, сколь и самоизобличающе -люди попросту расписываются в собственной некомпетентности и отсутствии понимания современной молодёжи.
И, наконец, финальный вопрос, который наверняка озаботил многих читателей (да, кстати, спасибо, что дочитали до сего момента, это очень приятно!):
Почему вся эта тема с дорамами столь актуальна для России? В других странах не так же?
Ответ прост:
Я понятия не имею, как с восприятием дорам и анимеи обстоят дела за пределами России, но, судя по популярности азиатских тайтлов по всему миру прямо сейчас, вероятно, обстановка примерно та же, что и на постсоветском пространстве. В конце концов, если есть что-то популярное, значит, будет субкультура, будет фэндом. Есть фэндом - будут поклонники, а за ними и хейтеры.
Вполне вероятно, российский контекст обусловлен исторической ролью страны в качестве посредника Запада и Востока.
Или -
тем, что сама по себе корейская культура и корейская история почти неизвестны россиянам.
В любом случае, нет сомнений, за счёт популярности айдолов и дорам, аниме и манги, ранобэ и "BTS" корейская тема будет развиваться и популяризовываться и на просторах России.
И, возможно, однажды эти фэндомы прекратят быть оплотом исключительно изгоев, отринутых обществом, и станут полноценными массовыми культурами.
И о них уже не придётся говорить в контексте молодёжной социалки.
Дорамы смотрела Эмили.
P.S. Ах да, чисто по протоколу: не забудьте подписаться на мой в меру безумный, в меру нравоучительный канал и поставить лайк на эту статейку.
Я писала её несколько часов подряд (в 20 лет так перенапрягаться!), и даже мой котейка солидарен со мной, что лайк я точно заслужила (я заставила его так сказать,ми!)
И не забывайте,что уже в скором времени здесь начнут появляться новые статьи - так что первому фолловеру приготовиться!