После смерти Петра I и до 1779 г. включительно в эту административную единицу постепенно входили белгородская земля, Курское наместничество, Орловская и Севская провинции. А также Ахтырский, Изюмский, Острогожский, Сумской и Харьковский полки («Слобожанщина»). Вся эта территория совпадала с зоной проживания так называемых «севрюков», «севруков» или «саянов» (в Киевской Руси их именовали «сиверо»). Когда-то к этой зоне относились еще земли нынешних Брянской области (РФ) и Черниговской (Украина). Речь о социокультурной группе русского народа, происходящей от славян-северян, южных вятичей, многонациональных хазар и неких кланов кипчаков. У севрюков были интересные поверья…
Одни из них были связаны с загробным миром, из которого предки возвращались в виде… мух.
Здешние крестьяне, даже приняв христианство, долгое время сохраняли такое представление о загробном мире: их близкие должны были периодически посыпать могилу хлебными зернами, чтобы кормить «особенных» птиц. А вот поверье, общее у севрюков и обитателей востока Украины. Покойник, недовольный раздачей скудной милостыни на его похоронах, возвращался в родной дом в виде бабочки и начинал виться у огня. Увидев такую бабочку, родственники умершего отправлялись на розыски нищих, дабы их покормить и одарить. Также на юге России женщины в ночь после погребальной церемонии оставляли на столе воду, подслащенную медом. Для того, чтобы душа отошедшего в мир иной (принявшая облик мухи) могла напиться.
Все эти сведения нетрудно найти в книге Олега Ивика «Вокруг того света. История и география загробного мира». О религиозной картине мира «саянов» ищите сведения в труде Н. Багновской «Севрюки: население Северской земли в XIV–XVI вв.». Даже в 17 веке местное православие очень сильно смахивало на слегка измененное славянское (может, и не только!) язычество. В каждом селе был ведун, которого (по крайней мере, в 17 в.) боялись и уважали больше чем священника. Культ бога воды (рек, морей и озер) стоял на первом месте, ведь севрюки были очень мобильны.
Северская «народность» характеризовалась серо-голубыми глазами, вытянутым черепом и относительно светлыми (русыми) волосами. То есть признаками, которые были у всех северян, вятичей, остальных первых славян и точно у всех балтов. Они же свойственны поздним сарматам-«аорсам».
«Северские городки» даже в 16 веке считались как бы сами по себе. А до этого лишь платили дань. К ним относились не только сегодняшние российские Севск, Стародуб, Комаричи, Брянск, Козельск, Курск, Трубчевск, Хотмыжск и Рыльск. Но и сегодняшние украинские Чернигов, Новгород-Северский, Путивль, Глухов, Недригайлов, Глинск и Полтава. И белорусский Гомель…
А вот историческим ядром Северщины считается все, что находится на берегах реки Сейм и ближайший к ее устью участок Подесенья (в том числе Чернигов, первая столица славян-северян). Происхождение этнонима «сиверо» («сивер», «севера») до конца не ясно. Наиболее весомый вариант: это производное от этнонима «савир», изводящегося от названия потенциальных предков севрюков. Той части протоболгар, которую все соседи именовали «савирами» или «суварами». В свое время те смешались с самыми восточными славянами…
На территориях указанных регионов проживают энтузиасты северской «народности» изучающие не только поверья, но реконструирующие особенный язык «севрюков». «Говорить» на их языке произносилось как «гуторить».
Не стоит путать «севрюков» с остальными малороссами. Насколько разнятся их корни – сказать сложно. Но все-таки разнятся.
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Возможно будет интересно почитать:
Древнерусская ярмарка невест. А что – была и такая
Голь на выдумки хитра. Что появилось раньше, русская пословица или царская игра?
Руги и русы. Взгляд ученого Кузьмина на предания о Тидрике Бернском