Да, все было в жизни у Мустая Карима! Могла и быть, как ни страшно об этом писать, ранняя смерть – если бы не его друзья и просто знакомые.
Мы знаем, что на войне он был тяжело ранен. «С войны, - писал он, - я вернулся с двумя книгами стихов, двумя ранениями, безмерно влюбленный в землю и людей и безнадежно больной туберкулезом легких. (Пробитое осколком левое легкое сдало и подвело своего правого соседа.) У меня было много друзей, а стало еще больше. Благодаря их усилиям и поддержке я выжил».
Душевную заботу о себе после ранения М. Карим почувствовал еще на фронте.
«Сестра, - вспоминал он, - посадила меня в машину и отвезла на новое место. Вошел я туда и первый раз в жизни ступил на пышный, мягкий ковер. Поместили меня в отдельную палату, довольно большую. Хотя в ту пору бои на фронте немного поутихли, больших чинов было мало. Однако и лейтенантов вроде меня тоже ни одного нет. Должно быть, меня за родственника какого-нибудь большого генерала принимали, а может, за героя, который совершил какой-то невообразимый подвиг. На звание не смотрели, уход за мной был хороший. Смекнул я сразу: сюда меня подполковник Медведев, мой земляк, определил. Пролежал там около месяца. Вторую часть “Ульмесбая” почти завершил, к нему еще пару стихов добавил.
Вот так неожиданно случайно встретившийся мой земляк кряшен Медведев меня, мое творчество, которого не знал, уважил. И не за чей-то счет дал, а положенное выделил, как, должно быть, сам посчитал».
В годы войны М. Карим написал стихотворение «Она была со мною рядом». В «Мгновениях жизни» поэт объясняет, по какому поводу оно было написано:
«И двух дней не прошло, перевели меня в маленькую одиночную палату. Молоденькая санитарка с большими синими глазами приносит мне еду. Принесет, а сама не уходит, садится и долго смотрит на меня. Родом из-под Челябинска, по Уралу скучает. Говорит, что по соседству у них башкирский аул. Просит меня сказать что-нибудь по-башкирски. “Угощение вкусным было, спасибо, красавица”, - говорю я. Хоть и не понимает, но слушает вдумчиво. Понемногу она, кажется, стала ко мне неравнодушна. Я притворился, что ничего не замечаю. Через два года, вспомнив об этой девочке, я написал стихотворение “Она была со мною рядом”.
Сразу, как только смог, взялся за карандаш. За две-три недели написал несколько стихотворений, закончил поэму “Декабрьская песня”. Лечащий врач Евгения Карловна не нарадуется: значит, я и телом и душой выздоравливаю»...
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!