Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Почему мужчинам не хватает решительности

#жизньпосубботам Миллионеры, звезды спорта и шоу-бизнеса... Я знаю, как и почему они достигли успеха.

Текст: Макс Циммерман (США), перевод и редактура канал КВ

«Оборона Севастополя», Александр Дейнека, 1942 г.©  Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Оборона Севастополя», Александр Дейнека, 1942 г.© Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Это понимание пришло ко мне в белом фургоне, направляющемся на запад где-то на полпути от Палм-Спрингс к Лос-Анджелесу. За рулем сидел актер Мэттью Макконахи, так что в дороге я брал интервью.

Макконахи — хороший собеседник. Мы откровенно говорили о разном: победы над собой, дружба, честность, мужская солидарность. То, что теперь почему-то называют пафосной ерундой. И посреди содержательного разговора меня вдруг озарило: не бывает успешных скептиков! Карьерных нытиков, любовных циников и т.п.

«Портрет насмешливого мужчины», Жозеф Дюкре, вторая половина XVIII в. © Лувр, Париж
«Портрет насмешливого мужчины», Жозеф Дюкре, вторая половина XVIII в. © Лувр, Париж

Смотрите: настоящего успеха, чем бы его ни измеряли, нельзя достичь, если ты ни во что не веришь. Почему?

Макконахи отвечает: «Скептики в любой истории обращают внимание на минусы, а не на плюсы. И они боятся сделать усилие — вдруг оно ни к чему не приведет. Так гораздо проще.

И они всегда и во всем ищут виноватых на стороне. Это тупик. Если что-то вдруг не получилось — не нужно зацикливаться на прошлом. Просто жить дальше. Это мое кредо и компас».

«Автопортрет в образе насмешника», Жозеф Дюкре, 1793 г. © Лувр, Париж
«Автопортрет в образе насмешника», Жозеф Дюкре, 1793 г. © Лувр, Париж

Если это высказывание кажется тебе наивным, чересчур громким, то в тебе есть щепотка здорового скептицизма. Но я — человек, который брал интервью у сотни гипер-успешных людей, от миллиардеров до учителей, — могу сказать: они все такие. Жизнерадостные.

Они не считают, что мир неправильно устроен и виноват перед ними. Стив Джобс, ребята из Google — они не то чтобы очень скептичны. Джордж Клуни, Боно, креативщики из Pixar — они настолько искренни в своей работе, насколько только можно представить.

Эти ребята живут и берут от жизни то, что она готова предложить в данный момент. В случае провала они спрашивают: что я сделал не так и что мне изменить в себе? Они целеустремленные. Они всегда пытаются найти что-нибудь хорошее — или хотя бы полезное — даже в самой тяжелой обстановке. Мне понадобилось много лет, чтобы понять это.

И когда я это осознал, мне будто запустили тортом в лицо — вместе с чугунным поддоном, на котором его вынули из духовки. Сколько же времени я потерял.

«Вратарь», Александр Дейнека, 1934 г. © Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Вратарь», Александр Дейнека, 1934 г. © Государственная Третьяковская галерея, Москва

Макконахи рассуждает о вечном в фургоне, который тюнинговал по своему проекту. Прямо с потолка свисает микрофон, как в туристических автобусах. В него Макконахи наговаривает свои мысли во время длинных поездок со съемок домой, из Лос-Анджелеса в Техас.

Циник бы посмеялся, узнав о дурацкой привычке известного актера («Он считает все свои мысли умными!»). Но ведь циники вообще любят посмеяться над другими — мол, сам бы я такими глупостями никогда бы не занялся. Это тешит самолюбие.

«Смеющийся автопортрет», Морис Кантен де Латур, 1737 г. © Лувр, Париж
«Смеющийся автопортрет», Морис Кантен де Латур, 1737 г. © Лувр, Париж

Зато у Макконахи — «очень много денег, своя продюсерская компания, красивый дом, отличная семья и любимая работа». Он сам описал мне свою жизнь в таких терминах. И я ему верю, потому что видел «дурацкий» микрофон.

Скептики — острые на язык, скрытные. Они пропагандируют свой образ мыслей с глазу на глаз: давай, иди сюда, давай вместе посидим, сложа руки.

«Статуя интенданта Эбих-Иля», Месопотамия, ок. 2400 г. до н э. © Лувр, Париж
«Статуя интенданта Эбих-Иля», Месопотамия, ок. 2400 г. до н э. © Лувр, Париж

Они играют в «жалобную спираль»: это когда одинаково думающие люди собираются вместе и по кругу жалуются на жизнь, так что даже небольшая проблема в их глазах становится всемирным заговором.

Они нападают на успешных под видом здоровой критики. «Зарплаты футболистов слишком большие, это бизнес, а не спорт!», «Женщины — люди второго сорта!», «Мой начальник меня ненавидит!»

Нет вопросов, мы живем в эпоху всеобщего недоверия. Мы больше прислушиваемся к прохожему на улице, чем к правительству (хотя и к прохожему — не очень). Масса моих друзей потеряла работу. Да и моя карьера полетела в тартарары — и финансы с ней.

Я зол! Спросите меня, почему мы оказались там, где мы есть — и я назову вам два десятка причин. Талант не всегда имеет значение. Самоотдача ничего не гарантирует. Система существует для того, чтобы обламывать многих и помогать лишь некоторым. Я всерьез подумываю о том, чтобы продавать майки с надписью: «Все в жизни — вранье». Если кто-то не догадался сделать это до меня.

«Мятежный раб», Микеланджело Буонарроти, 1513-1515 гг. © Лувр, Париж
«Мятежный раб», Микеланджело Буонарроти, 1513-1515 гг. © Лувр, Париж

Все правда. Скептицизм порождается страданием. Искренняя вера в работодателя, систему или другого человека заставляет тебя отдаваться делу или отношениям со всей душой. Если ты поставил на кон все и проиграл, или тебя обманули (что гораздо, гораздо хуже) — твое сердце будет разбито. И, конечно, мы злимся в такие моменты. Мы тратим свое время на рыдания по поводу того, что никак не можем поменять.

Тут есть выбор. Ты можешь нырнуть в «жалобную спираль», ведь это прекрасная защита от стресса. Но ты также можешь принять самое сложное решение из всех, что только доступны человеку: поверить миру еще раз. Для любого смелого поступка требуется вера не только в случай, но и в собственные возможности.

«Петр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим», Иван Айвазовский, 1846 г. © Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Петр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим», Иван Айвазовский, 1846 г. © Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А иначе никак. Если ты потерял веру — в свое дело или в какие-либо отношения, — ты бесполезен, как бы талантлив ты ни был. Никаких перспектив, ни на работе, ни в любви. Это, в общем, смерть.

Скептики ответят своим обычным: «Ага, верь всему, что говорят заезжие коучи по саморазвитию)))». А я скажу, что мне нужно верить. Если положиться на людей и убедить себя, что они в целом неплохие — день становится проще. Ты не испытываешь злости, страха и отчаяния.

Хотя даже такой подход не гарантирует покоя навсегда. И уж тем более счастья. И ты все равно рано или поздно — ошибешься, провалишься, опять будешь лежать и ныть.

Но я свой выбор сделал: я пытаюсь улыбаться миру по-доброму и без задней мысли. Каждое движение губ дается мне с трудом, потому что доверять — это очень сложно. Я много лет был скептиком и теперь я каждый день борюсь с желчью в себе.

«Клятва Горациев», Жак Луи Давид, 1784 г. © Лувр, Париж
«Клятва Горациев», Жак Луи Давид, 1784 г. © Лувр, Париж

Но каждый раз, когда мне хочется съязвить, я вспоминаю свои встречи с теми самыми успешными людьми и задумываюсь об их жизни.

Я не пользуюсь лозунгами вроде «думай о хорошем» или «будь оптимистом». Я не говорю, что безоговорочно верю в себя и в свои таланты. Я говорю, что искренне верю в то, что надо искренне верить. Я слишком часто видел, как это работает. Скептики — вруны. А правда в том, что они сами виноваты в своих несчастьях.

Мэтью Макконахи в 2008 году
Мэтью Макконахи в 2008 году

P.S. От переводчика

Обратили внимание? За годы карьеры Мэттью Макконахи превратился из комика с бицепсами в одного из крупнейших драматических актеров современности. Завести себе, что ли, микрофон для записи умных мыслей?

«Лев и змея» («Лев Тюильри»), Антуан Луи Барье, 1796 г. © Лувр, Париж
«Лев и змея» («Лев Тюильри»), Антуан Луи Барье, 1796 г. © Лувр, Париж

#жизньпосубботам