Найти тему
Морена Морана

Совет, которым поделилась пожилая женщина, пережившая сложные времена

Эту историю мне рассказала одна уже очень взрослая, много чего повидавшая в жизни женщина. Звали ее, допустим, Валентина Семеновна. А когда-то она была маленькой девочкой, и звали ее Валя.

Валин отец пил. Возможно, от тягот послевоенного лихолетья. Возможно, от горя – мать девочки умерла, когда она была совсем маленькой, и мужчина остался вдовцом. А может быть и потому, что мог себе позволить: мужиков в их селе осталось совсем немного, и женщинам особо выбирать не приходилось.

Женщины появлялись в их доме одна за другой, разные и по внешности, и по характеру. Одни старались Вале понравиться, натужно улыбались, просили называть мамой. Другие были безразличными и холодными, как льдинки. Третьи куролесили вместе с отцом, и девочкой особо не занимались. А если попасться им под горячую руку, могли даже прикрикнуть, ударить. Но все они, не выдержав крутого характера отца, через пару месяцев сбегали.

Дольше всех продержалась Нина, красивая и печальная женщина, которая, кажется, по-настоящему полюбила девочку. По крайней мере, она не бежала от нее, как другие, и не пыталась нарочито продемонстрировать отцу, как она заботится о малышке. Просто иногда рассказывала на ночь сказку, отвечала на какие-то вопросы, гладила по голове, обнимала. Но однажды пришлось уйти и ей. Валин отец быстро менял свои симпатии.

Уходя, она рассказала девочке про ангела-хранителя. В обычные времена мы не вспоминаем о нем, но он есть у каждого человека. И если вдруг случится такое, что Вале будет особенно плохо, есть особые слова, чтобы его позвать. Он придет. Он услышит и попытается помочь. И она, Нина, обязательно услышит и передаст с ним весточку.

И вот эта Валя, суровая взрослая женщина, да чего уж, бабушка, рассказала мне несколько случаев, когда она была на грани отчаянья. Когда помощи было ждать неоткуда. Тогда вспоминала она доброе лицо Нины. И ангела-хранителя. И находила нужные слова. И получала помощь – в форме ли внезапно пришедшей мысли, или действий других людей, или вдруг изменившейся ситуации. Она и сама не знала, как это работает. Но почему-то срабатывало. И мне рекомендовала так делать, если что. На всякий случай.

Я эту женщину вспомнила не просто так. Недавно мы в одном профессиональном сообществе поспорили, что главное в психологе – диплом или личность. Мнения разделились. Одни считали, что очень важно иметь престижный диплом, и стоять на точных научных позициях. А другие, в том числе и я, считали, что самое главное – любовь и уважение к человеку, и желание помочь. Ведь еще до появления психологов были те, кто вселял в других веру и надежду. Интуитивно находил способы исцеления и давал мудрые советы. И очень странно было бы считать себя выше только потому, что у тебя есть диплом. Особенно в той области, которая не столько наука, сколько искусство.

А обращение к ангелу-хранителю и правда работает в суровые времена. Можно было бы подвести мощную теоретическую базу под то, как это происходит, подтянуть сюда структуру личности, бессознательное, архетипы… Можно, но просто не хочется увлекаться технологией.

Пусть лучше останется в душе светлый образ ангела-хранителя. А еще – нечеткий, расплывающийся образ доброй женщины, которая не сумела остаться с девочкой. Но сумела подарить ей капельку тепла, уверенности и материнской заботы. Глоток надежды, которого хватило на жизнь.

А вообще, хороший совет мне дала эта взрослая женщина, пережившая немало напастей. Хранить в себе веру в лучшее, и поддерживать того, кто слабее. Хорошая идея в любой непонятной ситуации на все времена.