...Тут у меня спросили, мол "Задача канала Эпонимы и Мы - вбить в голову всем, что все обычные вещи изобрели волшебные буржуи?"
Отвечаю: нет, задача канала - показать, что за каждым изобретением стоит человек. Который может быть и буржуем, и коммунистом, и даже канадцем. Правда, есть ещё одна задача - донести мысль о том, что далеко не каждое изобретение в своём названии имеет имя своего изобретателя. Просто так сложилось, что, скажем, гексоген открыл немецкий химик Ленце, но почему-то никто не называет это вещество ВЗРЫВЧАТКОЙ ЛЕНЦЕ, а вот когда немецкий химик Шпренгель открыл целый класс ВВ, их так и назвали - ВЗРЫВЧАТЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ ШПРЕНГЕЛЯ, и тут уж ничего не поделаешь, есть эпоним - есть имя, нет эпонима - есть только упоминание где-нибудь в словаре или энциклопедии, а не на слуху. Но наличие/отсутствие в эпонимах русских фамилий вряд ли говорит о том, что наши люди изобретают гораздо меньше, чем иностранцы.
Так вот, те, кто интересуется темой космоса, наверняка знают, что такое ТРАССА КОНДРАТЮКА. А кто не знает, поясню: это оптимальная траектория, по которой следует лететь с Земли на Луну. Именно по ней были запущены все наши ракеты с луноходами, и именно её использовали сотрудники НАСА в своей лунной программе "Аполлон", чтобы максимально эффективно не попасть на Луну.
Юрий Васильевич Кондратюк, он же Александр Игнатьевич Шаргей (9 июня 1897 - 25 февраля 1942) - ученый с мировым именем, новатор, первопроходец, пионер космонавтики. Украинцы его почему-то называют украинским учёным, наверное, потому, что родился в Полтаве, хотя Полтавская губерния - часть Российской империи. Евреи его считают своим, потому что папа у него был крещёный в католичестве еврей Игнатий Бендитович (Бенедиктович) Шаргей. И шведы тоже считают этого человека своим, потому что маму его в девичестве звали Людмила Шлиппенбах, и была она обрусевшей шведкой, баронессой. Но, разумеется, мы-то знаем, что он был русским, потому что все великие изобретения на свете, во все времена, совершили русские.
У Александра (тогда его звали именно так) было трудное детство - мама не выходила из психбольницы, папа ездил по заграницам, а потом умер от сепсиса. Но это не помешало ему закончить Полтавскую мужскую гимназию с серебряной медалью. Затем он поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института, но сразу же был призван в армию, воевал на турецком фронте в чине прапорщика. После революции 1917 года был мобилизован в Белую армию, но дезертировал из неё. Хотя и к коммунистам тоже не пошёл - после того, как Киев был взят Красной армией, попытался пешком уйти за границу, но был задержан и возвращён обратно.
И вот как раз чтобы ему не прилетело от красных за офицерское прошлое, Александр Игнатьевич Шагрей решил изменить жизнь к лучшему и получил новые документы на имя Юрия Васильевича Кондратюка.
После этого пришлось начинать карьеру сначала. Он работал на Украине и Кавказе смазчиком и прицепщиком вагонов, механиком на элеваторе, а потом, заметая следы, уехал в Сибирь, чтобы его не вычислили и не репрессировали.
Зато там ему довелось проявить себя - в городе Камень-на-Оби он без единого гвоздя построил знаменитый элеватор «Мастодонт» - зернохранилище на 13 000 тонн. Любопытно, что именно за это его и арестовали - товарищи сделали вполне логичный вывод: если без гвоздей, значит, это специально, чтобы сооружение развалилось и погубило много советских граждан и зерна. Результат - три года лагерей (по тем временам исключительно маленький срок, ибо, как известно, "ни за что" дают 5 лет). Можно считать даже, что ему повезло, иначе бы он непременно снова угодил под репрессии, а так толкового человека привлекли к работе в специализированном бюро №14 для проектирования угольных предприятий. Где он умудрился сделать два изобретения в области горношахтного оборудования и даже получить на них патент и авторское свидетельство.
Затем он разработал очень интересный проект Крымской ветроэлектростанции, который, к сожалению, не был реализован. Ему предложили работать в бюро Сергея Королёва, но он отказался, рассудив что там НКВД на него непременно что-то найдёт.
А потом была война, на которой Кондратюк служил связистом и погиб в Орловской области в 1942 году.
А где же космические полёты, спросите вы, где Луна?!!
Оказывается, всё это было изложено в книге Кондратюка, которая называлась "Тем, кто будет читать, чтобы строить". Там, независимо от Циолковского, он оригинальным методом вывел основное уравнение движения ракеты, привёл схему и описание четырёхступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя с шахматным и другим расположением форсунок окислителя и горючего, параболоидального сопла и многого другого.
Кроме того, он предложил:
- использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске с целью экономии топлива;
- при полётах к другим планетам выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для посадки на них человека и возвращения на корабль применить небольшой взлётно-посадочный корабль (предложение реализовано агентством НАСА в программе «Аполлон»);
- использовать гравитационное поле встречных небесных тел для доразгона или торможения КА при полете в Солнечной системе ("пертурбационный манёвр").
Книга была выпущена в 1938 году, но автор просил указать дату создания 1918-1919 гг.
Вот такие мы, русские.