Найти тему
газета "ИСТОКИ"

Башкирские страницы Короленко. Часть первая

Публикуется в сокращении

…Теплый солнечный июньский день. Тихие улицы Уфы благоухают запахами цветов и трав. Почти в каждом палисаднике густо зеленеют сады. Маленькие деревянные домики уютно смотрят оконцами в обрамлении ажурных наличников и распахнутых ставень. Не привлекая особого внимания редких прохожих, идет по сонной улице плотный широкогрудый мужчина. Судя по его неторопливой походке и обостренному интересу к не столь уж броским достопримечательностям, встречающим его на пути, можно догадаться, что он приезжий. Да и одет он, кажется, не по погоде: сарпинковая рубаха синего цвета подпоясана кожаным ремнем, черные брюки заправлены в сапоги. Густая курчавая борода и богатая черная шевелюра, красиво обрамляя правильные черты привлекательного лица, как бы подчеркивают зоркость и мудрость спокойных карих глаз. И от всей коренастой, крепкой фигуры этого симпатичного человека веет удивительным спокойствием и уверенностью. Таким, вероятно, предстал перед уфимскими жителями более ста лет тому назад Владимир Галактионович Короленко (1853–1921).

Выдающийся русский писатель В. Короленко в июне 1891 года приезжал в Уфу, чтобы разыскать те места, где был лагерь видного пугачевского сподвижника Ивана Никифоровича Зарубина-Чики.

-2

Поездке в Уфу предшествовали следующие обстоятельства. 22 октября 1887 года Короленко был избран членом Нижегородской архивной комиссии и увлеченно занялся историей, в частности внимательно перечитал «Историю России с древнейших времен» Соловьева. Последний том был доведен до 1775 года, то есть до поражения повстанцев под руководством Пугачева. Именно это, надо полагать, и послужило импульсом к пробуждению интереса Короленко к пугачевской теме. К тому же в Нижегородском историческом архиве ему удалось найти некоторые материалы, относящиеся к Крестьянской войне.

Размах величайшего в истории России движения, потрясшего основы екатерининской империи, незаурядная личность Пугачева увлекли Короленко, и он задумал написать повесть «Набеглый царь». Долгие годы писатель изучал и фольклорные материалы о «народном царе», писал своим многочисленным друзьям и знакомым в разные города России, в том числе и в Уфу, запрашивая их об архивных и других данных, касающихся Крестьянской войны 1773–1775 годов.

Полная версия материала здесь

Мурат РАХИМКУЛОВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!