Сто лет назад восьмиэтажный дом в Москве казался небоскребом. Один из этих «небоскребов» увековечил фотограф-урбанист Александр Родченко. Пионер советской фотографии жил в краснокирпичном здании, которое в 1914 году выросло на Мясницкой (№21 с5).
Здесь находились квартиры и мастерские художников из соседнего Училища живописи, ваяния и зодчества. Восьмиэтажный «тучерез» во дворике прячется за знаменитым «чайным домом Перлова», с Мясницкой он не виден и, мне кажется, не тянет на памятник архитектуры. Однако живший здесь фотограф 1920-х сделал свой дом интересным.
Как говорил Александр Родченко,
«Я хочу научить людей видеть необыкновенно обыкновенные вещи»
Кстати, вот автор фотоснимков на крыше собственного дома:
Фотографировала супруга, Варвара Степанова.
Внизу вся Москва. Над морем крыш поднимается лишь Телефонная станция в Милютинском переулке, в ту пору самое высокое гражданское здание в городе.
Фотограф смотрит вниз:
Это напоминает мне старинный фильм Хичкока «Головокружение».
Двор дома с бельевыми веревками:
Кажется, будто белье во дворе развесили абстракционисты. Это напоминает беспредметные композиции тех лет в духе Эля Лисицкого… Или алгебраические уравнения с «x» и «y».
Интересно, это ли хотел сказать фотограф?
А вот на этом снимке даже лужи кажутся таинственными знаками:
Это был сбор на демонстрацию. Родченко сделал фотографию в 1934-37 годах. Все остальные снимки появились в 1920-х.
Позднее Родченко стали травить за «формализм», и его творчество сделалось менее оригинальным…
Но вернемся в 20-е годы! Сфотографировать головокружение можно не только с крыши дома:
Простая пожарная лестница кажется лестницей в небо. В контексте той эпохи образ вызывал массу ассоциаций, от богоборчества («штурм неба») до рабфаков («пожарная лестница в вузы» для того, кто не имел нормального образования).
Фотограф происходил из тех, кто прежде «был ничем». Отцом Александра Родченко был театральный бутафор, матерью – прачка.
Еще раз дом 21 с5 снизу:
Если для современного фотографа «завалить горизонт» – это позор, то для фотографа 1920-х – дело доблести, чести, геройства. Люди почувствовали вкус к таким экспериментам, но эти опыты еще не успели надоесть.
Некоторые эксперименты нашего героя оказались откровенным хулиганством. Фотоснимок того же «небоскреба», наверное, заставил попотеть читателей советского журнала:
Фотовопрос. Фотограф Родченко прислал в редакцию фотографию одного из самых высоких домов в Москве – №21 на Мясницкой улице. Прислал, а сам уехал, не сказав, с какой стороны нужно на нее смотреть. Просим читателей ответить, правильно ли мы сделали и с какой стороны нужно на эту фотографию смотреть и как снимал этот дом Родченко?
По-видимому, это был простой фотомонтаж. Монтаж в то время применяли редко, поэтому в 1927 году над этой фотографией ломали голову.
Родченко несколько раз снял соседний двор дома 17, который был как на ладони. Летом:
За 90 с лишним лет тут не так много изменилось. Только пропали извозчичьи коняги и подрос на один этаж левый дом с подворотней.
Та же картина осенью или весной:
Интересно, кому был памятник в дальней части двора?
И зимой:
И снова тот же дворик, но отснятый набекрень:
Однако поглядим в другую сторону, на север:
Так выглядел из окон «небоскреба», в котором жил Родченко, знаменитый Юшков дом – один из роскошных особняков XVIII века, альма матер московских художников.
Для нас привычнее такой ракурс:
(с Мясницкой)
С 1844 года во дворце издержавшихся помещиков Юшковых находилось Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1920-х оно называлось ВХУТЕМАСом и ВХУТЕИНом.
В один прекрасный день из чердачных помещений ВХУТЕМАСа повалил дым:
Фотограф Родченко из окон собственного дома заснял работу пожарных:
А вот как дом Юшкова выглядит со двора в наши дни:
По-моему, в таком ракурсе его видят нечасто.
А это – панорама Мясницких ворот с крыши нашего «небоскреба». Год 1927:
Еще виднеются купола церкви Флора и Лавра (ей осталось стоять только семь лет). Обширные кварталы слева от Мясницкой сломают значительно позже, в позднесоветское время.
Тот же вид – ночью и с более низкой точки:
У меня такое впечатление, что эта фотография (как и пожар в Юшковом доме) была снята из окна квартиры, в которой жил Родченко, а большинство других – со смотровой площадки на вершине «небоскреба». Впрочем, я могу и ошибаться.
Вот такую серию снимков, связанных с «одним из самых высоких домов Москвы» сделал фотограф 1920-х. Его эксперименты теперь кажутся наивными, а техника – несовершенной, но ведь есть в этих фотодокументах что-то притягательное, правда?
Читайте также:
Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.
#история #москва #история москвы #ссср #фотографии #старые фотографии #нэп #мясницкая #архитектура #старые дома