Найти тему

«Старт» - самый необычный советский автобус

Всем привет!

Автобусов в СССР часто не хватало, а микроавтобусов и подавно. И тем не менее, советские машиностроители умудрились создать самый необычный микроавтобус, которому, несмотря на малый объем выпуска, суждено было запомниться нашим соотечественникам. Он получил имя «Старт».

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Нашего героя в 1963 г. создали сразу два северодонецких предприятия – местная авторемонтная база и производственное объединение «Стеклопластик». Машину создавали в свободное от основной работы время и использовали многие элементы конструкции небезызвестной «Волги» ГАЗ-21, о которой я писал здесь.

Однако сам по себе автобус получился абсолютно новым и при этом очень футуристичным. По внешнему виду его невозможно спутать ни с одним другим, а кузов изготавливался не из железа, а из стеклопластика. Однако такое решение сыграло с машиной злую шутку: при интенсивной эксплуатации в морозную погоду кузов быстро деформировался.

Еще одна интересная особенность «Старта» - необычные боковые крылья, прикрывающие фары, проходящие через весь кузов и выходящие в задние «плавники», которыми часто пестрили американские автомобили:

«Старт» сзади. Источник фото: kolesa.ru
«Старт» сзади. Источник фото: kolesa.ru

Салон же микроавтобуса выглядел элегантно, но интересной особенностью был расположенный между водителем и пассажирским салоном капот, под которым скрывался двигатель объемом 2,4 л и мощностью 75 л. с.

Салон «Старта». Источник фото: zr.ru
Салон «Старта». Источник фото: zr.ru

Первый же выпущенный «Старт» в 1963 г. прошел 1000 км до Москвы и там был представлен высшему партийному руководству. По некоторым данным, Н.С. Хрущев высоко оценил необычный автобус, и тогда было принято решение обеспечить северодонецких машиностроителей шасси ГАЗ-21 для продолжения выпуска. Однако до серийного производства дело так и не дошло: в 1964 г. эпоха хрущевской оттепели прошла, и творческой самостоятельности конструкторов пришел конец. В Донецк удалось отправить только около 50 комплектов для выпуска «Старта». Сборка продолжалось до 1970 г., однако сколько всего было выпущено таких машин, доподлинно неизвестно.

Тем не менее, выпущенные «Старты» распространились по многим городам СССР. Они и обслуживали работников культуры, и работали в качестве маршруток, и перевозили туристов, отдыхающих в Крыму и на Азовском море.

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

Но главное, чем знаменит этот микроавтобус – то, что он мельком показывался в самом конце нашего любимого советского фильма:

Кадр из к/ф «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», реж. Л.Гайдай, 1966 г.
Кадр из к/ф «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», реж. Л.Гайдай, 1966 г.

Хотя это и главное, чем запомнился «Старт», но увидеть его можно не только по телевизору на Новый год. Один из экземпляров сохранился в музее в Верхней Пышме:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

«Старт» - тот случай, когда сначала будущее кажется безоблачным, потом из-за смены строя в стране проект резко попадает в кризис, но все спасает один эпизод. Так «Старт» и стал обязан своей славой советскому кинематографу, и именно благодаря ему об этом микроавтобусе знает широкий круг наших сограждан.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!