В этой истории прекрасно всё. Некто африканской наружности изображен с роскошным кружевным воротником итальянской художницей Джованной Гарцони. В 17 веке интересно жили не только белые джентльмены!
Некоторые исследователи утверждают, что это первый в европейской истории миниатюрный портрет темнокожей модели. К тому же написанный женщиной-профессиональной художницей.
Где могло такое случиться? Как ни странно, в Северной Италии, в Турине.
Впервые Загга Крист появляется в исторических записях в 1632 году, когда он прибыл в венецианское консульство в Каире, утверждая, что является законным наследником престола христианского королевства Эфиопии.
Он рассказал о мучительном бегстве из Эфиопии после того, как император Сусениос убил его отца, императора Якоба I. Хотя его история изобиловала хронологическими неточностями, она заинтриговала Паоло да Лоди, капеллана консульства и префекта францисканской миссии в Египте. Он увидел в этом изгнаннике королевских кровей уникальную возможность усилить влияние францисканцев в Эфиопии в то время, когда присутствие их соперников иезуитов пошло на убыль.
Вместе с отцом Паоло Загга отправился в Святую землю, где обратился в католичество, а после на венецианском корабле они отбыли в Рим. Следом была Венеция, а зиму 1634-1635 года Крист провел в герцогстве Савойя, в Турине. Там он и встретился с Джованной Гарцони.
Джованна Гарцони (1600-1670) была одной из самых успешных художниц и миниатюристок своего времени. К моменту встречи с загадочным эфиопом она успела поработать во Флоренции, Венеции, Неаполе и Риме, прежде чем в 1632 году тридцатидвухлетнюю Гарцони пригласили ко двору Кристины Французской, герцогини Савойи.
Должность Джованны была особой и называлась “La Miniatrice di Madama Reale” (миниатюристка Мадам Рояль) - таким был титул герцогини Кристины до брака как старшей дочери французского короля.
И такое почетное положение художница оправдывала не только восхительно изящной и достоверной манерой письма, но и вниманием к личности своих героев.
На обратной стороне небольшого медальона с портретом экзотического аристократа Джованна оставила свою подпись латиницей. А чуть выше нетвердой рукой она вывела собственное имя на амхарском, языке Эфиопии. Специалисты по этому языку отмечают, что буквы скорее всего написаны человеком, не владеющим амхарским, - очень вероятно, что самой Гарцони под руководством Загги. Удивительное любопытство и открытость новому!
***
Хотя современные историки пришли к выводу, что таинственный принц почти наверняка был самозванцем, а не эфиопским наследником, миниатюра Гарцони ничуть не потеряла своей художественной и исторической ценности.
Согласитесь, кем бы ни был этот импозантный темнокожий джентельмен, выглядит он "очень располагающим, величественным и слегка меланхоличным", как его в 1634 году описывал итальянец Майолино Базачьони.
Верите ли вы этому удивительному авантюристу (или принцу)?
***
Если вам понравился этот материал, поддержите канал лайком, подпиской или комментарием - это поможет его развитию!
Ещё больше заметок, картинок и беспощадной искусствоведческой иронии - в моем телеграм-канале. Присоединяйтесь!
Источники:
#женщины в искусстве #17 век #итальянское искусство #black history month #women's history month