Найти в Дзене

Эфиопский принц Загга Крист, или портрет одного авантюриста XVII века

В этой истории прекрасно всё. Некто африканской наружности изображен с роскошным кружевным воротником итальянской художницей Джованной Гарцони. В 17 веке интересно жили не только белые джентльмены!

Джованна Гарцони. Загга Крист, 1635. Мемориальный художественный музей Аллена, США. © Allen Memorial Art Museum, Oberlin College.
Джованна Гарцони. Загга Крист, 1635. Мемориальный художественный музей Аллена, США. © Allen Memorial Art Museum, Oberlin College.

Некоторые исследователи утверждают, что это первый в европейской истории миниатюрный портрет темнокожей модели. К тому же написанный женщиной-профессиональной художницей.

Где могло такое случиться? Как ни странно, в Северной Италии, в Турине.

Впервые Загга Крист появляется в исторических записях в 1632 году, когда он прибыл в венецианское консульство в Каире, утверждая, что является законным наследником престола христианского королевства Эфиопии.

Он рассказал о мучительном бегстве из Эфиопии после того, как император Сусениос убил его отца, императора Якоба I. Хотя его история изобиловала хронологическими неточностями, она заинтриговала Паоло да Лоди, капеллана консульства и префекта францисканской миссии в Египте. Он увидел в этом изгнаннике королевских кровей уникальную возможность усилить влияние францисканцев в Эфиопии в то время, когда присутствие их соперников иезуитов пошло на убыль.

Маршрут путешествия Загги Криста из Каира в Париж (© Matteo Salvadore, Map of Zaga Christ’s Travels, 1632–1628)
Маршрут путешествия Загги Криста из Каира в Париж (© Matteo Salvadore, Map of Zaga Christ’s Travels, 1632–1628)

Вместе с отцом Паоло Загга отправился в Святую землю, где обратился в католичество, а после на венецианском корабле они отбыли в Рим. Следом была Венеция, а зиму 1634-1635 года Крист провел в герцогстве Савойя, в Турине. Там он и встретился с Джованной Гарцони.

Джованна Гарцони. Автопортрет в образе Аполлона, ок. 1618-1620. Segretariato Generale della Repubblica, Palazzo del Quirinale, Rome.
Джованна Гарцони. Автопортрет в образе Аполлона, ок. 1618-1620. Segretariato Generale della Repubblica, Palazzo del Quirinale, Rome.

Джованна Гарцони (1600-1670) была одной из самых успешных художниц и миниатюристок своего времени. К моменту встречи с загадочным эфиопом она успела поработать во Флоренции, Венеции, Неаполе и Риме, прежде чем в 1632 году тридцатидвухлетнюю Гарцони пригласили ко двору Кристины Французской, герцогини Савойи.

Должность Джованны была особой и называлась “La Miniatrice di Madama Reale” (миниатюристка Мадам Рояль) - таким был титул герцогини Кристины до брака как старшей дочери французского короля.

И такое почетное положение художница оправдывала не только восхительно изящной и достоверной манерой письма, но и вниманием к личности своих героев.
Джованна Гарцони. Загга Крист (обратная сторона), 1635. Мемориальный художественный музей Аллена, США. © Allen Memorial Art Museum, Oberlin College.
Джованна Гарцони. Загга Крист (обратная сторона), 1635. Мемориальный художественный музей Аллена, США. © Allen Memorial Art Museum, Oberlin College.

На обратной стороне небольшого медальона с портретом экзотического аристократа Джованна оставила свою подпись латиницей. А чуть выше нетвердой рукой она вывела собственное имя на амхарском, языке Эфиопии. Специалисты по этому языку отмечают, что буквы скорее всего написаны человеком, не владеющим амхарским, - очень вероятно, что самой Гарцони под руководством Загги. Удивительное любопытство и открытость новому!

***

Хотя современные историки пришли к выводу, что таинственный принц почти наверняка был самозванцем, а не эфиопским наследником, миниатюра Гарцони ничуть не потеряла своей художественной и исторической ценности.

Согласитесь, кем бы ни был этот импозантный темнокожий джентельмен, выглядит он "очень располагающим, величественным и слегка меланхоличным", как его в 1634 году описывал итальянец Майолино Базачьони.

Верите ли вы этому удивительному авантюристу (или принцу)?

***

Если вам понравился этот материал, поддержите канал лайком, подпиской или комментарием - это поможет его развитию!

Ещё больше заметок, картинок и беспощадной искусствоведческой иронии - в моем телеграм-канале. Присоединяйтесь!

Источники:

Giovanna Garzoni's 17th-century Miniature Portrait of Zaga Christ
Portrait of Zaga Christ (Ṣägga Krǝstos)

#женщины в искусстве #17 век #итальянское искусство #black history month #women's history month