Найти тему

Эмоции

Эмоции — это субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости действующих на него внешних, или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний (удовольствия, или неудовольствия, радости, страха, гнева) — это то, что говорит нам про эмоции Википедия и я в корне согласна  с этим определением.

Та же самая Википедия подразделяет эмоции на отрицательные и положительные.

И вот здесь наши мнения расходятся.

Само понятие «отрицательные эмоции» подразумевает, что речь идет о чем-то, что нам вредно, не нужно, не полезно. Что мы прекрасно можем обходиться без этого.

Но ведь с другой стороны, если у всех людей время от времени возникают «отрицательные эмоции», значит, для чего-то они нам все-таки нужны? Если в ходе эволюции они сохранились, значит, в них есть какой-то смысл для нашей психики, для нашего существования.

И смысл действительно есть.

Если говорить простым, понятным языком, эмоции — наши друзья. Любая эмоция — это о чем-то важном для нас.

Эмоции или дают нам понять, что то, что сейчас происходит, нам нравится, о том, что нас любят и ценят, о том, что нам здесь хорошо и мы имеем в этой ситуации какие-то плюшки и бонусы. И это то, что принято называть положительными эмоциями.

Или же эмоции могут сигнализировать о том, что сейчас нарушаются наши границы, либо нам не дают того, что мы хотели бы получить от этих людей, или ситуации, либо что у нас в данный момент не хватает ресурсов для того, чтобы добиться чего-то ценного, важного, значительного. И в таких случаях люди говорят, что испытывают отрицательные эмоции.

А еще эмоции — это поток энергии от человека к окружающим людям, или к ситуациям, на которых направлены эти эмоции. И если эту энергию не растрачивать почем зря, а умело распорядиться ею, то можно улучшить, исправить и даже обернуть себе на пользу обстоятельства, которые эту эмоцию вызвали.

Так что неверно, а порой даже вредно подразделять эмоции на положительные и отрицательные.

Скорее, есть эмоции приятные и неприятные. Но, повторяю, любая эмоция — ценна, так как является для нас важным ориентиром, поставщиком информации и самое главное — в эмоциях содержится энергия, которую мы можем использовать в мирных целях, для того, чтобы жить наполненной, увлекательной, интересной и  разнообразной жизнью.

А для этого стоит развивать свой эмоциональный интеллект. Наверное, кто-то уже слышал, а для кого-то будет новостью то, что все мы обладаем не только IQ, но и EQ (эмоциональным интеллектом). И люди, у которых он хорошо развит, более успешны в отношениях с окружающими, легче и чаще достигают своих целей, живут как бы играючи и ловят удачу за хвост.

А все потому, что в том, как мы взаимодействуем с миром, огромное значение имеет именно наш эмоциональный интеллект.

А что такое — это эмоциональный интеллект?

Наиболее емкое, понятное и доступное определение этого качества, на мой взгляд, следующее: «эмоциональный интеллект — это способность распознавать свои эмоции и эмоции других людей и влиять на свои эмоции и эмоции других людей»

А можно ли развить в себе эмоциональный интеллект, улучшить его?

Да, можно. И это — хорошая новость.

Для начала — выработайте в себе привычку замечать и называть все те чувства и эмоции, которые вы испытываете в течение дня. А еще — обращать внимание на то, что испытывает человек перед вами и тоже называть (про себя, вслух не надо) эту эмоцию. Вот прям так и говорить себе внутренним текстом: похоже, Марина сейчас злится на своего мужа. Или: мне кажется, что Николай на меня обиделся. Или (это когда о себе): я испытываю большую благодарность по отношению к Наталье за то, что она мне помогла.

Так просто? Да, так просто.

Увы, для того, чтобы выработать в себе умение точно определять свои и чужие эмоции, нужно много тренировки и практики. Не все люди способны этим долго заниматься, так как здесь требуется навык осознанности и определенное упорство.

И таким людям будут полезны занятия с психологом, так как психологи специально прокачивают в себе такое качество, как эмоциональный интеллект и знают, как помочь с этим своим клиентам.