Удивительный иллюзионизм малоизвестного голландского художника.
Корнелис Норбертус Гисбрехтс был фламандским художником, работавшим во второй половине XVII века. Его картины обладают необыкновенным качеством - они настолько точны, что их можно принять за реальность.
Взгляните на эту картину. Первое, что бросается в глаза, это то, что это фактически картина в картине. В центре работы изображен череп и другие предметы натюрморта, но обратите внимание, как правый верхний угол отслаивается от деревянного подрамника.
Итак, перед нами картина картины, выполненная таким образом, что изображенные на ней предметы кажутся частью нескольких слоев реальности.
Талант Гисбрехтса к тому, что известно как trompe l'oeil (тромпле)- французский термин, означающий "обманывать глаз" и используемый для описания картин, создающих иллюзию реального объекта или сцены, - принес ему множество поклонников и место при королевском дворе Дании.
Картина внутри картины
На внутренней картине изображены череп и песочные часы, а также другие предметы, обозначающие досуг и удовольствие. Это разновидность натюрморта, известная как ванитас. Подобные изображения были призваны напомнить зрителям о тщете (в смысле - бесполезности) мирских удовольствий и благ. Первоначально этот термин возник из первых строк библейской Книги Екклесиаста: "Суета сует, говорит проповедник, суета сует, все суета".
Как и во многих других картинах жанра ванитас, Гисбрехтс включил в картину множество символов, все они призваны показать, как проходит время и наступает смерть, несмотря на накопление благ.
Череп обвивают стебли пшеницы, что говорит о смене времен года. На переднем плане картины изображено письмо; за черепом - скрипка, которая вместе с кисетом с табаком и трубкой указывает на человеческий интеллект и его пять чувств.
Истинная прелесть этой картины в том, что она представляет собой многослойный мир. Ведь за пределами натюрморта "ванитас" находится более широкая сцена, которая представлена как царство художника.
Гисбрехтс показывает нам свою собственную студию. Здесь есть связка кистей, малярная палочка (на которую он опирается при проработке мелких деталей), банка льняного масла и банка скипидара.
Моя любимая деталь - палитра художника. Я могу себе представить, какое интеллектуальное удовольствие получал Гисбрехтс, изображая ее, ведь он использовал свои собственные краски, чтобы изобразить сами краски. Таким образом, искусственность и реальность становятся неразличимыми.
Вдоль левой стороны картины расположены три миниатюрных портрета. На самом верхнем портрете изображен король Дании Фредерик III. Самый нижний - портрет самого художника.
Почему средний из трех портретов остался незаполненным, можно только догадываться: возможно, его оставила для заполнения жена короля, София Амалия Брауншвейг-Линебургская, а может быть, он был отведен для любовницы короля, баронессы Маргариты Папе.
Традиция рисовать иллюзорные изображения, призванные обмануть глаз, имеет долгую историю. Одна из самых ранних записей о тромпле происходит из Древней Греции, где два художника по имени Зевксис и Паррасий пытались превзойти друг друга в конкурсе живописи. Когда Зевксис показал свою картину с изображением виноградной грозди, она была настолько реалистичной, что птицы слетелись вниз, чтобы поклевать ее. В ответ Паррасий нарисовал занавеску, которая была настолько реалистичной, что даже его коллега-художник был обманут и попытался отвести ее в сторону.
Картины в стиле о тромпле обрели новую популярность в эпоху барокко (примерно 1600-1750 гг.), когда высшие слои общества почувствовали вкус к остроумному иллюзионизму и метафоре. Гисбрехтс, несомненно, извлек выгоду из этой моды на умные изображения, став придворным художником датской королевской семьи. Это был плодотворный период для него, во время которого он написал большинство своих известных работ, включая "Trompe l'oeil со студийной стеной и "Натюрморт Ванитас".
Известно, что в датской королевской семье был кабинет диковинок, и считается, что Гисбрехтс создал свою картину для этой комнаты. Известные также как "комнаты чудес", кабинеты диковинок были ранними формами современных музеев, где богатые европейские семьи размещали частные коллекции приобретенных предметов, от чучел животных до религиозных и исторических реликвий, в основном из других стран и континентов.
Одной из особенностей Королевского кабинета диковинок была Палата проекции короля. Палата проекций - это комната, специально посвященная иллюзионистским устройствам и картинам, включая несколько " ящиков проекций". Это устройство, которое создавало трехмерный эффект, когда зритель заглядывал внутрь через глазок. На сегодняшний день сохранилось только шесть таких ящиков.
Именно среди таких иллюзорных игрушек должна была висеть картина Гисбрехтса, наряду с другими картинами его руки. Действительно, в описи 1690 года указано, что 15 из 29 картин в Палате проекций короля были написаны Гисбрехтом.
Гисбрехтс был одним из величайших художников тромпле XVII века, чем он, несомненно, гордился. Ведь рядом с автопортретом художник поместил свою собственную "визитную карточку" с указанием его профессии как Conterfeÿer (фальшивомонетчик - т.е. искусный в подражании) из Копенгагена.
Если вам понравилась статья, пожалуйста, подпишитесь на канал и поставьте лайк! Это очень мотивирует меня выкладывать новые посты:) Благодарю.
***
#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство